Ирина Шевченко
Мелодекламация как принцип гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Мелодекламация
Слайд №1. Представляю вам тему своей работы «Мелодекламация как принцип гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи».
Слайд №2. Цель данной работы: Мелодекламация как прием развития выразительности и эмоциональности речи.
Слайд №3.
Задачи:
- воспитывает желание и привычку слушать хорошую музыку, знакомит с лучшими образцами мировой музыкальной культуры;
Публикация «Мелодекламация как принцип гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи» размещена в разделах
- воспитывает общую культуру речи, любовь к родному языку, литературе;
- учит видеть красоту окружающего мира;
- развивает эмоциональную культуру ребенка, его коммуникативность, культуру мышления, поведения, а значит, и общую культуру.
Слайд №4. Актуальность темы заключается в том, что развивая эмоциональную культуру ребенка, мы помогаем его социализации в современном обществе, чем свободнее человек ориентируется в мире эмоций, тем наиболее адекватно будет его эмоциональная реакция на явления действительности, на жизненные ситуации, тем выше будет его коммуникативная культура, культура мышления, поведения, а значит, и общая культура.
Слайд №5. Значение слова Мелодекламация по Ожегову :
Мелодекламация - декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой.
«Мелодекламация — искусство синтетическое. Слияние слова и звука, взаимопроникновение выразительных особенностей слова в музыкальную ткань и “омузыкаливание” человеческой речи — вот, собственно говоря, сущность этого сложного искусства»
Геннадий Рождественский
(композитор 20 века)
Слайд № 6. Практическая значимость. При разучивании мелодекламации важно учитывать возрастное развитие детей, начинать можно со средней группы, но с помощью педагога, так как дети в этом возрасте еще не могут выдержать темп и паузы художественной речи. В старшей и подготовительной группах возможно и самостоятельное чтение стихов.
Важно начинать разучивание декламации сразу под музыку с соблюдением смысловых пауз, темпа и интонации.
Слайд № 7. Создание номеров для мелодекламации процесс очень интересный и творческий. Как это происходит?
Сначала мы ищем интересное стихотворение. Далее подбираем музыкальное произведение, которое по характеру соответствует художественному произведению. Художественные тексты соответствуют некоторым музыкальным вещам – иногда по мелодике, иногда по ритмической структуре, иногда по развитию (завязке, кульминации и развязке, иногда по атмосфере. Стихи как бы сами просятся в музыку. Можно поэкспериментировать накладывая художественный текст на разную музыку. И получаются просто неузнаваемые вещи: меняется атмосфера, меняется (углубляется или облегчается) смысл стихотворения.
При чтении стихотворения нужно быть очень восприимчивым к новой мелодии, ее характеру и движению.
При постановке номеров мелодекламации в детском саду мы используем видеоряд и слайды. Это помогает лучше проиллюстрировать художественное произведение, настраивает эмоционально, дети наглядно видят то, о чем говорят.
Ребята очень быстро запоминают стихи в таком виде, так как задействованы все виды чувств: и слуховые, и зрительные, и двигательные.
Кроме того, на слайды наложены и строки стихотворений. Такой материал очень удобен в использовании. При постановке таких номеров возможно применение и шумовых музыкальных инструментов, что делает их более интересными.
Слайд №8. Для достижения поставленных задач, необходимо взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.
Параллельно идет работа над развитием музыкальных способностей : умение различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, воспитывает желание и привычку слушать хорошую музыку, знакомит с лучшими образцами мировой музыкальной культуры.
Создание номеров мелодекламации в детском саду дает возможность и педагогу и детям проявить себя творчески, это очень интересный и увлекательный процесс.
Чтение должно быть чтением, и ничего общего с пением не должно иметь. Декламатор не должен стараться попадать в тон аккорда или читать скандируя, то есть соблюдая ритм музыкального произведения.
Слайд №9. На сегодняшний день для нас важным является развитие образности, выразительности речи дошкольников, расширение «ассоциативного словаря», улучшение артикуляции, фонематического слуха через говорение, воспитывается общая культура речи, любовь к родному языку, литературе.
Мелодекламация – это синтетический вид искусства. Она объединяет в себе и музыкальное искусство и художественное слово и изобразительное творчество поэтому можно говорить о том что - мелодекламация одновременно соединяет в себе смысловое, интонационное и эмоциональное движения речи.