Елена Василевская
Медиация, как способ защиты прав ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА»
Василевская Елена Владимировна,
старший воспитатель МДОУ «Детский сад №65
комбинированного вида», г. Саранск
"Дети имеют право на особую защиту и помощь"
Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и отрицательный потенциалы развития. Задача взрослых – дать ему возможность реализовать все лучшее, что ему дано.
Публикация «Медиация, как способ защиты прав ребенка» размещена в разделах
В первые годы жизни эта задача лежит на семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и, конечно, особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка занимает общение со сверстниками.
На всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития.
Когда взрослым не удается достичь согласия по вопросам, связанным с воспитанием детей, то требуется помощь уполномоченных государством официальных лиц. Эта помощь заключается в попытке различными способами разрешить конфликтную ситуацию, в том числе посредством примирения сторон, а в особо сложных случаях - применением мер по защите детей, если конфликт чреват угрозой детскому благополучию. Необходимые правовые основания для защиты детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, содержатся в действующем законодательстве.
В современном мире система, сформированная из физических и юридических лиц, профессионально и непрофессионально занимающихся процедурами медиации, может рассматриваться в качестве нового для России социально-правового института.
Правовые условия для применения в нашей стране процедуры медиации - альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника - закреплены в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Распоряжение от 30 июля 2014 г. № 1430-р «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» определило особенности медиативного подхода к «детской среде». При этом разрешение споров и конфликтов осуществляется без проведения медиации как полноценной процедуры, определенной вышеуказанным законом с использованием следующих способов и механизмов :
социализация правонарушителя за счет активной коррекционной работы, направленной на предоставление ему возможности оставаться полезным членом общества, которое не отождествляет его с совершенным им проступком;
обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;
создание служб медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка, развитие на их базе института социально-психологической помощи несовершеннолетнему в осознании и заглаживании вины перед потерпевшим;
профилактика асоциальных проявлений в детско-юношеской среде;
помощь семье как важнейшему институту, определяющему развитие личности;
содействие образовательной системе в создании безопасного пространства, необходимого для формирования физически и психологически здоровой личности.
Цели метода «медиации» заключается в следующем:
- создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
- воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
- улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы образовательных учреждений, психологи, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юноши) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами;
- выработка сторонами взаимоудовлетворяющего решения, ориентированного на будущее сотрудничество.
Задачи служб медиации :
создание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, профилактическая и коррекционная работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию;
обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;
сокращение общего количества конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
повышение эффективности ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
повышение квалификации работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;
обеспечение открытости в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
создание условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
оптимизация взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обеспечение возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
оздоровление психологической обстановки в образовательной организации.
Воспитатели, педагоги, школьные психологи, социальные педагоги сотрудники органов опеки и попечительства, работники правоохранительных органов, работающие с трудными подростками, несовершеннолетними правонарушителями и другие, кто работает в образовательной системе в силу своей профессиональной деятельности, стоят на «передовой», и именно им приходится искать пути разрешения этих непростых конфликтных ситуаций, стрессогенных не только для самих участников, но и для тех, кто пытается их разрешить.
Сложные конфликтные ситуации в образовательной сфере возникают ежеминутно, так же как и в жизни в целом. Медиация относится к конфликтам, как к неотъемлемой части жизни. Часто конфликты несут деструктивный потенциал, хотя без них не было бы развития.
Медиативному подходу и основам медиации важно обучать не только взрослых, но и детей. Обучая их умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим уважать себя, а также ценить и принимать другого. Взрослые способствуют проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитывают ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом. Медиативный подход учит умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимать на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария, а также сознавать силу своего влияния на окружающий мир.
Очень важно научить детей умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого, чувствовать чужую боль. Это те высшие ценности, без которых человек не может быть и оставаться человеком.
С целью предотвращения возникновения конфликтов в таких системах как «дети – дети», «родители и дети», «дети - педагоги», так и «родители - педагоги» необходимо проведение правовой просветительской работы. Она ориентирована на всех участников образовательного процесса и предусматривает информацию для родителей, детей и всех работников образовательной системы. Недостаточность, либо отсутствие правовых знаний часто приводят к очень сложным, глубоким конфликтам, порой перерастающих в правовые конфликты, часто становящихся причиной психологической травматизации детей.
Медиация – это диалог между всеми сторонами, который предполагает равноправие и предоставляет равное пространство для самовыражения и защиты своих интересов. Важно, чтобы каждая сторона понимала, что у всех есть равные права, была осведомлена об этих правах, при этом в полной мере осознавала, что за любым правом следует обязанность и ответственность.
Список литературы:
1. Азарнова А. Н. Медиация : искусство примирять: технология посредничества в урегулировании конфликтов. М. : Инфотропик Медиа, 2015.
2. Елисеева А. А. Медиация как способ урегулирования семейных споров // Семейное право на рубеже XX - XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка : Материалы Международной научно-практической конференции, г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 18 декабря 2010 г. М. : Статут, 2011.
3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.)//Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.
4. МЕДИАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ : ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции (Курск, 30 апреля 2019 года). – Курск: ЮгоЗапад. гос. ун-т, 2019.
5. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ (ред. От 23.07.13) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №31, - ст. 4162; 2013. - №27.