Екатерина Ботова
Проект «Матрёшка в образовательном процессе раннего возраста»
Арт-проект
Продолжительность: 6 месяцев
Участники проекта : дети раннего возраста, воспитатели, родители.
Цель проекта : Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки. Дать начальное представление о женском национальном костюме как комплексе, включающем рубаху, сарафан, фартук, платок. Вызвать интерес к изображению матрёшек на основе готового силуэта. Поддержать желание обыграть фигурки нарядных матрешек и предложить научить их танцевать. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать устойчивый интерес к народной художественной культуре (на примере народных игрушек и национального костюма.
Публикация «Проект „Матрёшка в образовательном процессе раннего возраста“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Задачи проекта :
Для педагогов:
1. Создать условия в группе, способствующие ознакомлению детей с народной русской игрушкой - матрешкой.
Для детей:
1. Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой.
2. Поддерживать интерес к русской матрешке.
3. Расширить и активизировать словарный запас детей;
4. Развивать мелкую моторику детей, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, внимание в играх с матрешкой.
5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к народному творчеству на примере русской народной игрушки – матрёшки.
Для родителей:
1. Расширить знания родителей о русской народной игрушке– матрешке, познакомить, как правильно использовать матрешку в играх с детьми.
2. Привлечь родителей к созданию мини музея «Матрешка», выставки совместных работ с детьми «Нарядные матрешки»
Проект разработан в соответствии ФГОС на основе интеграции образовательных областей. Проект осуществлялся по трем этапам:
1. Подготовительный этап
Подбор и изучение методической литературы;
Разработать цикл бесед в соответствии с темой проекта.
Подобрать иллюстрированный и видео материал.
Подобрать художественную литературу, потешки, дидактические игры
Подготовить консультацию для родителей.
Подобрать оснащение для познавательной деятельности.
Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей
2. Практический этап
Провести беседу.
Организовать познавательно - исследовательскую деятельность по изучению темы.
Чтение художественной литературы, дидактические игры, обыгрывание потешек.
Выполнение творческих заданий.
3. Заключительный этап: Оформить выставку " Матрешки-крошки"
Ребенку раннего возраста еще сложно дать глубокое представление о народном искусстве в целом, но изготовление и роспись народных игрушек позволяет сделать это в игровой и наиболее доступной для детского восприятия форме. Одна из самых доступных и понятных русских народных игрушек – это матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка привлекает детей своей красотой, она вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. Матрешка – хорошая развивающая игрушка. Она развивает воображение у детей, внимательность и усидчивость, способствует развитию связной речи, моторики пальцев, активизации творческих способностей, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Прежде всего занятия с использованием народной игрушки следует рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Во всех образовательных процессах педагог появляется в образе матрешки, тем самым поддерживает внимание и интерес детей. Сюрпризность поддерживает непроизвольное внимание детей. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда некоторого баловства - вот в чем приоритет фольклорных занятий.
Знакомство с матрешкой началось с радостного события, в гости к ребятам пришла бабушка Матрёна, принесла с собой волшебный туесок с матрешкой.
Бабушка Матрена учит детей рассматривать матрешку. Знакомит с ее особенностями, обращает внимание на росписи (косыночка, сарафан, материал (деревянная). В процессе ознакомления обогащается словарь детей словами: косынка, фартук, румяные, деревянная. Закрепляются знания детей о цвете, размере игрушек «большая», «маленькая», «поменьше», «побольше». Бабушка Матрена вызывает интерес к образу русской народной игрушке. Мы считаем, что использование матрешки помогает детям усвоить содержание занятия, создаёт эмоциональный настрой. Знания, которым должны овладеть малыши, лучше воспринимаются, когда они взаимодействуют, имеют непосредственное зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Для обогащения словарного запаса детей играли в речевые игры «Матрешечка, где ты?», «Русские матрешки», В целях совершенствования тонких движений кончиков пальцев, координации рук играли в пальчиковые игры с речевым сопровождением «Мы матрешки, вот такие крошки», «Веселые подружки», «Мишка косолапый», «Лошадка», «Бычок и пастушок». Читали художественную литературу: стихотворения И. Черницкой «Матрёшки», Л. Некрасовой «Веселые матрешки»; Г. Лагздынь «Семь красавиц расписных», стихи их серии «Игрушки» А. Барто.
В сюжетно-ролевую игру были внесены элементы костюма матрешки, которые способствовали созданию интереса к ней, выстраиванию дружеских взаимоотношений детей, обогащался их игровой опыт. Например: сюжетно-ролевая игра «В гостях у матрешки», «Напои матрешку чаем», «Уложим матрешку спать», «Пригласим матрешку танцевать», «Поиграем в прятки с матрешкой», Хороводная игра «Каравай».
С целью развития внимания, умения ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны, согласовывать движения с текстом про матрешку играли в подвижные игры «Шли матрешки по дорожке», «Бегите к матрешке!», В образовательной деятельности использовали физкультминутки и зрительную гимнастику: «Хлопают в ладошки дружные матрешки», «У меня матрешка есть…».
В художественно-эстетическом развитии для формирования изобразительных умений, воспитания у ребенка интереса к собственному изображению русской народной игрушки, а так же с целью развития умения видеть, любоваться и восхищаться красотой русской народной игрушки, были выполнены: лепка «Сарафан для матрешки», рисование «Платочек для матрешки» и рисование простейших элементов росписи матрешки «Украсим сарафан», лепка «Угощение для матрешки».
Средствами музыки обогащали и расширяли представления детей о матрешке : выразительно исполняли не сложные танцы, хороводы, пели частушки о матрешках.
Русскую народную игрушку также используем и при формировании навыков самообслуживания, стараемся сделать процесс одевания и раздевания приятным для детей. Поощряем их стремление к самостоятельности, называем предметы одежды, обуви. Показ трудового действия матрешка сопровождает потешкой, песенкой. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, потешки, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки и др.)
В будущем мы планируем познакомить детей и с другими народными игрушками. Таким образом народная игрушка стала для нас средством, способствующим успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка раннего возраста, закладывающим психоэмоциональную базу для развития универсальных способностей к коммуникации у наших воспитанников.