Бурова Юлия Владимировна
Конспект занятия «Математика в играх»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Выдвинув перед собой цель - разработать и внедрить в педагогическую практику систему мероприятий по развитию математических представлений детей средствами дидактических игр, мной были поставлены задачи:
- формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нём главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать;
- развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь, сообразительность, внимание, наблюдательность;
Публикация «Конспект занятия „Математика в играх“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
- способствовать воспитанию интереса к математике через занимательный материал.
Разработала конспекты с использованием игр и разнообразного занимательного материала, изготовлены дидактические игры математического содержания, картотеки занимательных задач, песенок, считалок. Работая с детьми в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, была возможность наблюдать особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста и подготовительной группе занимательного математического материала, который предлагался им на занятиях. Во время утреннего приёма, на прогулках, в часы самостоятельной игровой деятельности и во второй половине дня.
Используемые мной методические приёмы, сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций, предлагаемых в различных видах занимательного материала, способствовали формированию математических представлений у детей.
У детей старшей группы наблюдалось повышение устойчивости внимания, но длительно выполнять одну и ту же работу, сохранять одну и ту же позу пятилетние дошкольники не могут, нуждаются в частой смене видов деятельности. Поэтому, упражнения и игровые задания, требовавшие произвольного внимания, чередовались мной с элементами занимательности, игры. Организуя самостоятельную деятельность с занимательным материалом, уже учила детей ставить перед собой задачи: проверить, узнать, научиться. В подготовительной к школе группе мной были расширены виды занимательного математического материала, наглядности и несколько изменен их характер. В качестве иллюстративного материала продолжала использовать игрушки, предметы быта, но большое место стала занимать деятельность с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, схемами («числовые фигуры», «Числовая лесенка», «схема пути»). Основной целью использования лего-конструктора и логических блоков, геометрических фигур в играх со старшими дошкольниками было научить их решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
В работе с детьми пяти-шести лет значительно увеличилась доля словесного занимательного материала – задачки-шутки, считалки, игровые задания, словесные игры и упражнения, в основе которых действия по представлению («Кто быстрее назовёт», «Что длиннее, что короче?», «Как по-другому?», «Найди и назови»). Для поддержания интереса к занятиям постоянно вносила в них элементы игры, занимательности, соревнования. Предлагала детям задания, в которых наряду с решением учебной задачи, тренировались произвольное внимание и память (игровые упражнения «Что изменилось?», «Кто запомнит?», «Молчанка»).
С целью закрепления знаний детей о геометрических фигурах и цифрах вновь использовались загадки и стихотворные строчки.
В группе имеются выпускаемые промышленностью настольно-печатные игры, которые позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно использовались игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражнялся в запоминании порядка следования чисел.
В беседе перед играми старалась подробно разъяснить детям правила игры, обращаясь к их игровому опыту, находя вместе с детьми игры, разные по содержанию, но построенные по одному правилу. Разнообразные лото (табличное, «Собери под зонтики», лото с бочонками, домино помогали закрепить полученные знания и поупражняться в классификации. Особое место было отведено геометрическим головоломкам, мозаике, конструкторам, шашкам. Игровая мотивация и занимательность были незаменимы при отработке многих навыков, которые требовали монотонных повторений.
В процессе практической деятельности был найден новый для меня приём включения математического содержания в продуктивную деятельность: использовались лепка, аппликация, рисование, конструирование на математические темы. Большинство занятий по развитию элементарных математических представлений носит интегрированный характер, математические задачи сочетаю с другими целями заданий и игр.
Работая с детьми, пришла к необходимости сотрудничества с учителями начальной школы в вопросах единства обучения детей математике. Поэтому педагогический процесс строила с учетом единых подходов и технологий в обучении детей. Так, используя элементы проблемности, ставила перед детьми проблему и сама показывала путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Свою задачу видела в том, чтобы показать образцы решения проблемно ситуации, дети при этом следили за логикой решения проблемы, получая эталон мышления и познания. Удачными оказались методы с использованием эффекта преодоления искусственно создаваемых трудностей в игровой ситуации.