Нина Распопова
Подвижные игры по ФЭМП «Математика в движении»
▼ Скачать + Заказать документы
«Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе», — об этом говорят и учителя, и родители, и сами ученики. А как же дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина, и не должны узнать об этом никогда! Современное математическое развитие дошкольников уже не рассматривается как сложное методологическая подготовка детей к дальнейшему обучению в школе.
Публикация «Подвижные игры по ФЭМП „Математика в движении“» размещена в разделах
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Главное, ввести детей в мир логики, т. е. научить мыслить, рассуждать, анализировать, способствовать повышению интереса к математике, веры в свои силы – вот истинное предназначение сути математического развития дошкольников на современном этапе. Серьёзное содержание математического развития может усваиваться современными детьми, если оно доставляет им удовольствие. Как сказал выдающийся французский писатель Анатоль Франс «Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». А что в дошкольном возрасте может быть веселее игр? Поэтому заниматься математикой можно и нужно во время подвижных игр. Любые знания усваиваются лучше, если во время познавательной деятельности задействуется крупная и мелкая моторика.
Во время выполнения таких игр дети более эмоциональны, непосредственны, им очень нравится одновременно двигаться и выполнять задание. Кроме того увеличивается темп и содержательность всего математического занятия в целом. Сочетание математики и физкультуры дает много преимуществ: способствует повышению уровня познавательной активности, развитию мышления и других психических процессов, облегчает процесс познания, повышает общий эмоциональный фон занятия, дает возможность не только решать определенные педагогические задачи, но и творчески использовать дидактический и учебный материал; способствует формированию у детей целостного восприятия окружающего мира; предоставляет возможность для повышения двигательной активности детей. Физкультурное занятие с использованием игр математической направленности становится более насыщенным и интересным для детей.
Предлагаю Вашему вниманию серию игр, в которых органично сочетаются задачи математического и двигательного плана. Использование данных игр доставит настоящее удовольствие и радость детям, будет способствовать процессу наиболее успешного физического и интеллектуального развития старших дошкольников.
Подвижная игра «Ай да счёт, игра и только!»
Цель: развивать внимание, количественный счет, быстроту реакции.
Столько раз в ладоши хлопнем (8)
Столько раз ногой мы топнем (10)
Сейчас подпрыгнем столько раз (3)
Наклонимся мы сейчас (7)
И присядем ровно столько(4)
Ай да счёт, игра и только!
Подвижная игра «Цифры-непоседы»
Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание.
Вот уж цифры непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Цифры разложены на полу врассыпную. Дети подскоками передвигаются по кругу. По сигналу, инструктор называет цифру, дети бегут к ней и строятся вокруг, взявшись за руки.
Игра «Стручки гороха»
Цель: развивать быстроту, ловкость, количественный счет.
На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат обручи, в центре каждого лежит цифра.
На подносе – стручки гороха (по количеству детей).
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков…
Дети произвольно двигаются под музыку по залу. Как только музыка смолкает, дети подбегают к подносу берут по одному стручку, а затем запрыгивают в обруч с той цифрой, которая будет соответствовать количеству горошин в стручке. Как только дети запрыгнут в обручи, воспитатель предлагает детям проверить себя и своего товарища.
Игра «Весёлый счет»
Цель: развивать внимание, выносливость, закреплять порядковый счет.
Детям раздаются атрибуты: кружки с цифрами в центре. Дети двигаются по кругу боковым галопом в правую сторону под музыку. Как только музыка смолкает, дети останавливаются
У ребят порядок строгий
Знают все свои места.
Друг за другом по порядку,
Становись, детвора!
Детям предлагается построиться по счету в прямом порядке.
Игра повторяется, но дети двигаются уже в другом направлении (в левую сторону) и строятся друг за другом в обратном порядке.
Подвижная игра «Побежали-стоп!»
Цель: развивать реакцию и внимательность.
Дети по команде «Побежали!» бегают по кругу. По команде «Стоп-1!» - останавливаются и встают на одну ногу. По команде «Стоп-2» - на две ноги, по команде «Стоп -3!» выполняют 3 касания. Можно коснуться пола двумя ногами и рукой, а можно 2 руками и 1 ногой. А вот придумать касания по команде «Стоп-5!» сложнее. Можно подключить голову или живот, колени и т. д.
Подвижная игра «Носились-носились и по два сцепились!»
Цель: развивать внимание, закреплять счет
Дети подскоками передвигаются по кругу, после команды: «Носились-носились и по два сцепились!» сцепляются руками по два.
Можно изменять команду и сцепляться руками по трое, по четверо, по пять и т. д.
Подвижная игра «Ловкие цифры»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, знание цифр
А теперь мы в круг встаём
И сейчас играть начнём.
Раз-два-три, цифра 6 и 5 беги».
Названные номера должны быстро оббежать за кругом всех детей и вернуться на своё место. Кто вперёд прибежит, тот и будет самой ловкой цифрой.
Подвижная игра «Хлопай - не зевай!»
Цель: развивать ловкость, внимание, количественный счет.
Эй, ребята, не зевайте,
Ладоши быстро поднимайте!
1. Сколько ушей у двух мышей? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько цветов у радуги? (7)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Сколько рогов у двух коров? (4)
Подвижная игра «Цифровой марафон»
Цель: закреплять навыки порядкового счета в пределах 20-ти, развивать ловкость, воспитывать взаимоуважение, формировать навыки безопасного бега.
Размещаются в произвольном порядке цифры от 1 до 20 (в зависимости от того какая поставлена цель или на закрепление числа, с которым знакомили на текущей неделе) воспитатель дает команду: «Раз – два - три от 1 до 10 по порядку беги», «Раз - два – три от 10 до 20 по порядку беги», «Раз - два - три от 10 до 1 в обратном порядке беги» и т. д.
Вариант: нахождение цифры может быть «Раз - два - три к ответу своей задачки беги».
Подвижная игра «Маршрутный лист»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, закреплять навыки порядкового счета в пределах 20-ти, развивать умение самостоятельно выполнять задание, воспитывать взаимоуважение, формировать навыки безопасного бега.
В произвольном порядке размещены цифры от 1 до 20 (в зависимости от того какая поставлена цель или на закрепление числа, с которым знакомили на текущей неделе). Каждому ребенку выдается лист-маршрут с указанием его передвижения до назначенного пункта по цифрам - точкам. Воспитатель дает команду: «Раз – два - три по - своему маршруту беги!», каждый ребенок должен подбежать к своему месту, при этом дотрагиваясь до отмеченных на маршрутах цифр.
Подвижная игра «Больше-меньше»
Цель: Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.
Педагог называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся (слон-мартышка, дом-книжка, бегемот-кот, мышка - вертолет)
Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.
Подвижная игра «Покажи по - разному»
Цель: Учить операции сравнения, совершенствовать координационные способности.
Дети идут обычным шагом. По сигналу выполняют соответствующие движения.
Сигналы: «Высокие ворота» (обычная ходьба, «Низкие ворота» (ходьба в полуприсиде, «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты); «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками); «Едем на лыжах» (широким шагом, «Бежим марафон» (мелкими шагами, и т. п.
Подвижная игра «Узнай друга»
Цель: Совершенствовать тактильные ощущения, умение ориентироваться в пространстве.
Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Остальные встают в круг. Водящий называет любое число. Педагог проходит за детьми и, дотрагиваясь за плеча каждого, считает вместе с детьми указанное ведущим число. На ком остановились, того водящий должен узнать, поочерёдно ощупывая волосы и одежду детей.
Вариант: Водящий называет числа больше 5, меньше чем 8, больше 10, но меньше 15 и т. д.
Подвижная игра «Слушай, двигайся, считай»
Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту двигательной реакции
В процессе передвижения по комнате, играющие выполняют задания ведущего:
- один свисток – подпрыгнуть вверх, два свистка – повернуться вокруг себя, три свистка – ходьба с высоким подниманием бедра и т. п. ;
- выполнение движений в определё нной последовательности: - два прыжка вверх, два прыжка вперёд;
- три шага – равновесие на правой ноге, три шага – равновесие на левой ноге.
Подвижная игра «Подвижный счет»
Цель: Совершенствовать умение решать арифметические примеры. Развивать координационные способности, двигательную раскрепощенность.
Выбирается ведущий. Он показывает одну из карточек с примером. Дети, решив его, бегут к карточкам с цифрами и возвращаются к ведущему, который проверяет правильность решения. Кто первым выполнил задание – становится ведущим.
Варианты: Примеры с неизвестным слагаемым.
Путешествуя по игровой стране «Математика», наши дети познают окружающий мир, проявляют свою смекалку, внимание, смелость, воображение, гибкость ума.
И мы верим, что поступив в первый класс, наш маленький человек сохранит в себе огонёк пытливости и любознательности, жажду к новым открытиям!