Наталья Денисова
Конспект ООД «Математика и творчество» с использованием дидактического материала «Цветные счётные палочки Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
«Математика и творчество». ООД с использованием дидактического материала «Цветные счётные палочки Кюизенера», старшая группа
Цель: Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, фантазию. Закрепление порядкового счета в прямом и обратном порядке в пределах 10. Закрепить знание детей числового значения палочек Кюизенера в пределах 10. Закреплять знания о составе числа. Расширять пространственные представления.
Публикация «Конспект ООД „Математика и творчество“ с использованием дидактического материала „Цветные счётные палочки Кюизенера“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Оборудование: Наборы цветных счетных палочек Кюизенера на каждого ребенка, мультимедийное оборудование, кубики с цифрами, геометрические фигуры с цифрами, матрешки 3-х цветов на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Знакомство цветом, формой палочек Кюизенера, расположение их в порядке возрастания, счет в прямом и обратном порядке, плоскостное конструирование
Ход ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Звучит волшебная музыка, дети входят из раздевалки в группу их встречает воспитатель в виде феи математики, приветствует:
Воспитатель.
«Доброе утро!» солнцу и птицам.
«Доброе утро»! улыбчивым лицам.
«Доброе утро, ребята!»
-У нас сегодня не обычное занятие, а волшебное. Давайте же скорее его начнем, садитесь за столы (показываю рукой).
У меня в руках волшебный сундучек, а в нем спрятаны мои друзья и верные помощники – геометрические фигуры, которые очень хотят с вами, ребята, подружиться и поиграть! (Пытаюсь его открыть, не получается)
–Что же такое? А давайте вместе попробуем его открыть? Повторяйте за мной волшебные слова: Бамбара, чуфара, лорики, ёрики (2 раза)
- Эх, это, злой волшебник Параллелограмус закрыл фигуры на все замки, он мешает нам подружиться с ними…
Под страшную музыку вбегает Параллелограмус
Эгегей (бежит между рядами, ха-ха-ха. не за что вам не справится со всеми заданиями, ведь только так можно освободить геометрические фигуры, ведь я их закрыл на 5 ключей, которые вы никогда не сможете открыть! Убегает (5 минут)
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Ребята, а я уверена, что все у нас получится. Думаю, вместе мы преодолеем все трудности и справимся даже с самыми сложными заданиями, попробуем? (Дааа)
1. «Умственная разминка»
Воспитатель: Слушайте внимательно загадки и постарайтесь правильно ответить!
- Как называется фигура без углов? (Круг.)
- Как называется фигура, у которой много углов? (Многоугольник.)
- Сколько сторон у прямоугольника? (Четыре.)
- Как называется фигура с тремя углами? (Треугольник.)
- Не овал я и не круг, Треугольнику я друг, прямоугольнику я брат.
Ведь зовут меня …. КВАДРАТ
Воспитатель: Молодцы, вот и справились с первым заданием! И подобрали самый первый ключик) (1 минута)
Перейдем к следующему заданию
2. «Работа с палочками Кюизенера за столами»
Воспитатель: У вас на столах лежат цветные счетные палочки.
Вам нужно выбрать по одной палочке каждого цвета, а потом расположить палочки от самой короткой к самой длинной. Не забывайте, что мы раскладываем слева направо
-Миша, посчитай по порядку все палочки. (Порядковый счет. Первая, вторая)
-А кто может посчитать в обратном порядке? (Десятая, девятая, восьмая)
Теперь я буду называть цвет палочки, а вы мне будете называть палочки какОго цвета стоят ПЕРЕД и ПОСЛЕ названной палочки. Не забывайте о том, что ответ должен быть полный
В. : Желтая палочка. Дети: Перед желтой палочкой палочка красного цвета; после желтой палочки палочка фиолетового цвета
В. : Фиолетовая палочка. Дети: Перед фиолетовой палочкой палочка желтого цвета; после фиолетовой палочки палочка черного цвета
В. : Розовая палочка. Перед розовой палочкой палочка белого цвета; после розовой палочки палочка голубого цвета
Воспитатель: Ребята, теперь нужно ответить на вопросы. Отвечает тот, кто услышит свое имя.
- Какая палочка находится рядом с красной, но не желтая. Даша. (Голубая).
- Какая палочка находится рядом с синей, но не бордовая. Какая, Саша? (Оранжевая).
- Какая палочка находится рядом с желтой, но не фиолетовая. Какая, Маша? (Красная).
- Какая палочка находится рядом с черной, но не фиолетовая. Какая, Маша? (Бордова)
(8 минут)
Воспитатель: Какие молодцы! Уже второй ключик подобрали!
Ребята, наведите порядок на своем рабочем месте, сложите счетные палочки обратно в коробку. А сейчас я вас, приглашаю выйти на коврик и немного поиграть. После того, как вышли я объясняю правила:
3. Игра «Найди число»
Посмотрите, на полу лежат кубики с цифрами от 1 до 10, а у меня в руках коробка с цветными палочками. Вы должны пока звучит музыка: танцевать (можно парами, а как только музыка остановится, взять по одной палочке и встать возле кубика с цифрой, которой соответствует цвет палочки
Воспитатель: возле кубика с какой цифрой ты стоишь? почему? (Я стою возле кубика с цифрой 4, потому что красная палочка ПОКАЗЫВАЕТ соответствует числу 4).
Игру повторить 2 раза
Отлично, еще один ключик смогли подобрать!
-Теперь я вас приглашаю обратно на свои места (5 минут)
4. ЗДЕСЬ БЛОК НОВОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ (сопровождается презентацией)
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз проговорим:
- Какое число обозначает розовая палочка? (2)
-Какое число обозначает красная палочка? (4)
- Какое число обозначает оранжевая палочка? (10)
- Какое число обозначает белая палочка? (1)
Воспитатель: Возьмем в руки палочку красного цвета (СЛАЙД с красной палочкой)
-Давайте вместе посчитаем сколько белых палочек уложится в красной палочке :
(На слайде вылетают по одной белые палочки, дети считают их хором). Какое число обозначает палочка белого цвета? Сколько всего поместилось белых палочек? Ребята, чтобы получить длину красной палочки нужно взять 4 белые палочки. Значит: 1+1+1+1=4 Хорошо!
-А сейчас нужно подобрать ДВЕ палочки одинакового цвета, чтобы они закрыли всю длину красной. Ребята, обращаю ваше внимание на то, что нужно найти только ДВЕ палочки одинакового цвета, которые по длине вместе будут равны длине красной палочки.
Давайте вместе проверим что получилось. (СЛАЙД, где появляются две розовые палочки).
-Ребята, если сложить длину двух розовых палочек, мы получим длину красной палочки Розовая палочка обозначает число… (2)
-Правильно, (На слайде появляются числа 2, значит 2+2=4
-Подумайте, какие еще две палочки не розового цвета можно сложить, чтобы получить длину красной палочки? Посмотрим: длину красной палочки можно получить с помощью голубой и белой палочки. Какое число обозначает голубая палочка (3, а белая? (1). Значит 3+1=4
И, наоборот, чтобы получить длину красной палочки нужно к белой прибавить голубую, то есть 1+3=4
СЛАЙД 6 с выводом
Ребята, длину красной палочки мы с вами получили четырьмя способами:
1. При сложении 4-х палочек белого цвета
2. При сложении палочки белого цвета и палочки голубого цвета
3. При сложении палочки голубого цвета и белого цвета
4. При сложении двух палочек розового цвета
Молодцы! У вас все отлично получается! ТЕПЕРЬ наведите порядок.
Воспитатель: Ребята, скажите, сколько дней в неделе? (7)
А какой сегодня день недели? Назовите все дни недели по-порядку. Назовите пятый день недели, первый, четвертый.
Воспитатель. А чтобы еще лучше запомнить дни недели, давайте вместе выполним гимнастику (На своих местах)
В понедельник я купался (движения плавания,
А во вторник рисовал (показ движения).
В среду долго умывался (показ движения,
А в четверг в футбол играл (бег на месте).
В пятницу я бегал, прыгал (показ движения).
Очень долго танцевал (кружатся на месте).
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (сесть на место).
-Ребята, мы вместе с вами подобрали уже 4 ключика, осталось совсем немного (10 минут)
Задание 6 «Выложи по образцу»
-Ребята, теперь вам нужно выложить у себя на столе с помощью палочек картинку. Кто-то может выложить такую же кошку, как на доске, а кто-то может придумать свою.
Надя, у тебя получилось? Какие разные кошки у вас получились, Даша у тебя кошка очень забавная
Молодцы, все достойно справились
И подобрали последний ключик! (5 минут)
Звучит волшебная музыка, воспитатель открывает шкатулку.
Как здорово, наши геометрические фигуры теперь на свободе и это вы, ребята помогли мне их освободить, ведь вы отлично справились со всеми заданиями!
Мои помощники геометрические фигуры хотят с вами поиграть и приглашают выйти на коврик.
Задание 6. Игра «Найди свой обруч»
-Посмотрите, на ковре лежат кубики с цифрами. Я раздам вам геометрические фигуры, на которых тоже есть цифра. Каждый должен найти себе пару с такой же фигурой как у него, затем, сложить оба числа, подойти к кубику с цифрой, обозначающей число, которое у вас получилось.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
-Ребята, геометрическим фигурам очень понравилось с вами играть, и они уже не хотят возвращаться обратно в сундучок, поэтому я разрешаю остаться им с вами, вы можете их забрать!
-А на этом наше занятие подходит к концу! До свидания, до новых встреч! Дети уходят в раздевалку с помощником