Евгения Разумная
«Мастерство общения». Семинар-практикум для педагогов «Разговор через стекло»
▼ Скачать +Заказ
Притча
Желание общения
В 1981 году странник прогуливался с женой по улицам Праги и увидел юношу, рисовавшего дома вокруг. Ему понравился один из рисунков, и он решил купить его.
И, протягивая деньги заметил, что юноша — без перчаток, хотя на улице минус пять.
— Почему ты без перчаток? — спросил он художника.
— Чтобы можно было держать карандаш.
Они разговорились, и юноша предложил сделать портрет жены странника, причём — бесплатно.
Ожидая, когда портрет будет готов, странник вдруг осознал: он почти пять минут разговаривал с юношей, хотя ни слова не знал на его языке.
Публикация «„Мастерство общения“, Семинар-практикум для педагогов „Разговор через стекло“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Свойства материалов и веществ
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
Они объяснялись жестами, мимикой, улыбками — и желание общения было столь велико, что сумели обойтись без слов.
Тема нашего семинара «Мастерство общения». Мастерство, можно ли ему научится? Наверное да, но для этого несомненно нужна кропотливая и качественная работа над собой. Наша профессия ставит нас в условия непрерывного общения и взаимодействия. Например с родителями.
На мгновение представим себе следующую картину. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование, в котором мы обо всем рассказали. А педагоги могут ответить : «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!»
Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно или даже пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.
Но ведь у педагогов и родителей одна цель, единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Успех общения зависит от желания пойти на контакт, наладить отношения, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Ведущая роль в организации такого продуктивного общения, конечно, принадлежит воспитателю. И чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Таким образом, педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников – это
педагог который, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Нужно уметь видеть причины возникающих затруднений – и не только в родителях, но и в себе.
Наш сегодняшний практикум «Когда душа с душою говорит…» организован с целью повышения профессиональной подготовки педагогов в сфере взаимодействия не только с родителями но и педагогами путем представления новых методов и форм работы. Разговаривая с родителями детей, мы часто получаем информацию о ребенке, о его семье, их семейных традициях, привычках. Задавая вопрос, нам необходимо задать его так, чтобы в ответе мы получили максимально открытое и содержательное предложение, дающее наиболее точное описание об интересующем нас предмете разговора. Для этого лучше использовать вопросы не закрытого типа (когда предполагается ответы «да» и «нет», а открытого. На любой вопрос из открытого может стать закрытым и наоборот. Предлагаем вам в этом потренироваться.
Разминка
Мы предлагаем вам потренироваться в правильной постановке вопроса, предполагающего мотивацию собеседника к продолжению разговора.
Инструкция: Я буду зачитывать закрытые вопросы, а вы должны «сделать» его открытым.
1- Вы почистили сегодня утром зубы?
2-Правда ли что сегодня хорошая погода?
3- Вы любите дождливую погоду?
4- вам нравится смотреть на море?
5- Вам нравится пение соловья?
6- Вы любите свою работу?
7- Вы любите домашних животных?
8- Вы хотели бы жить на лазурном берегу?
9- Вам нравится классическая музыка?
10- Вы занимаетесь спортом?
Мы все работаем в одном учреждении, и наши группы соседствуют друг с другом. Мы- коллеги. Соседство-это важно, интересно, любопытно. Сейчас вы превратитесь в 2 команды, но не противников, а сообщников.
МПС-Интерактивная игра на внимание и сплочение коллектива.
Правила. Игроки садятся в круг. Ведущий сообщает всем: "У каждого из вас есть МПС, у каждого он свой, неповторимый и ваша цель - узнать его". Для этого игроки по очереди задают ведущему вопросы про свой МПС, требующие однозначного, положительного или отрицательного, ответа. Игра ведется до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не догадается, что МПС - это Мой Правый Сосед.
Примеры и дополнительный материал.
Примеры вопросов, которые могут задавать игроки ведущему:
Это одушевленное?
Это есть у меня всегда?
Это человек?
Это женского рода?
У неё темные волосы?
Меня с ним связывает дружба?
Не всегда уместно кричать о своей просьбе, сказать о ней при посторонних. Иногда нужно незаметно предупредить о чем-нибудь. Тут к нам на помощь приходят неречевые способы общения. Это мимика, жесты, пантомимика. Сейчас нам предстоит разыграть немую сцену.
Упражнение «Немая сцена»
Необходимо разделиться на 2 команды. Одной команде нужно попросить у другой то что указано в задании при помощи мимики, жестов, без слов:
1- Попросите налить чай с сахаром
2- Попросите шоколадную конфету
3- попросите воздушный шарик
4- попросите дать краски для рисования
5-попросите одолжить зонт, так как дождь на улице
6- попросите подождать 5 минут.
Человек, существо активно выражающее свои чувства, поэтому, конечно, мы больше говорим, чем молчим. Чтобы нас интересно было слушать, наша речь должна содержать много оттенков, прилагательных, быть не засоренной мелочами и словами-паразитами. Это как раз, нужно тренировать.
Игра «Передай по кругу и опиши»
Игроки становятся в круг, под музыку передают мяч друг другу, как только музыка закончится, тот у кого мяч остался в руках, должен описать слово, заданное в задании, не менее 5-ю словами (прилагательными, глаголами) .
Слова для задания:
Огонь, мороженное, диван, холодильник, бумага, сумка, голова, дерево, женщина, мужчина, песня, разговор.
Мы сегодня использовали все способы передачи информации: слушали, показывали, говорили, смотрели. Сейчас мы предлагаем дать волю вашему воображению, ведь изображение дает не меньше информации, чем текст.
Коллективный коллаж.
2-м командам предлагается лист бумаги, карандаши. На листе нарисована полоса, вам необходимо дорисовать к этой полосе любые элементы. Лист бумаги передается по кругу. В конце оценим результат.
Благодарим вас за внимание!