Людмила Комарова
Познавательно-творческий краткосрочный проект «Масленица — объедуха, деньгам приберуха»
Проект : «Масленица – объедуха, деньгам приберуха» познавательно -творческий краткосрочный
Старшая группа
Воспитатель: Комарова Л. Г
Участники проекта : музыкальный руководитель, родители, дети.
Публикация «Познавательно-творческий краткосрочный проект „Масленица — объедуха, деньгам приберуха“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Данный проект осуществляется в рамах детского сада. Материал по каждой теме включается в алгоритм недели - с педагогами - в условиях проведения методической работы; с родителями - в совместной деятельности.
Цель:
Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
. Задачи проектной деятельности
• Воспитывать нравственно-патриотические качества, желание сохранить и приумножить богатства своего народа, уважение к культурно-историческим ценностям русского народа.
• Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
• Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Актуальность: Тема проекта «Масленица -- объедуха, деньгам приберуха» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Знать:
• народные песни, потешки, сказки;
• узнавать народные мелодии;
Уметь:
• играть в народные игры;
• принимать непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей.
• исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков.
• использование народного опыта непосредственно в жизни детей
Новизна проекта : Позволит сформировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной культуре, сформировать первоначальные представления об истории и культуре русского народа. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям и активизация словаря.
Технологичность: Проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ, и родителями.
Условия реализации: Детский сад, семья.
Пути реализации: Взаимодействие всех структур педагогического процесса.
Участники проекта :
Формы:
• экскурсии в музей «Изба»
• Занятия по изодеятельности
• Познавательно-игровые занятия
• Занятия по ознакомлению с окружающим.
• Музыкальные занятия
• Обучение игре на музыкальных инструментах «бубен, ложки, трещотки, металлофон»
Средства:
• Художественное слово
• Творчество художников (Кустодиев «Масленица», Соловьёв «Тройка»
• Рассматривание игрушек народных мастеров
• Рисование и роспись «Дымковские игрушки», «Матрёшки»
• Изготовление открыток
• Знакомство с лоскутным рукоделием
• Музыка
Методический материал:
В. Агафонников «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка» 1973г
Комарова Т. С., Зацепина И. Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005.
Л. С. Куприна, О. А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс» 1999г
Л. И. Мельникова, А. Н Зимина «Детский музыкальный фольклор» - Москва «ООО Гном – Пресс» 2000г.
«Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы» - Москва «Современник» - 1991г
Г. Науменко «Русское-народное детское музыкальное творчество» Москва «Советский композитор» 1988г
«Круглый год» русский земледельческий календарь – Москва изд. «Правда» 1991г
1. этап.
Подготовительный:
1. Подборка материала, пособий, литературы по теме.
2. Проведение бесед с детьми на тему «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»
3. Чтение детям сказок, рассказов
4. Беседы по содержанию прочитанных текстов.
5. Загадывание загадок о посуде, кухонной утвари и др.
6. Разучивание стихотворений песен, пословиц, поговорок, примет.
7. Изготовление «Блинной книги».
8. Привлечение родителей к проведению конкурса на лучший рецепт блинов
9. Рассматривание игрушек народных мастеров, палехских шкатулок. Рисование лошади, аппликация «Украшение колокольчиков орнаментом».
10. Знакомство с гостеприимством. Изготовление костюмов скоморохов, ряженых, колокольчиков для музея.
2. этап Практический:
Понедельник «Встреча Масленицы»
Цель: Познакомить с традициями народного праздника.
«Масленица – кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
блинцами,
С каравайцами,
С варенничками!»
• Интегрированное занятие «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?
• Изготовление чучела Масленицы
• Изготовление кукол – закруток
• Конкурс сотрудников детского сада «Блинный пир на весь мир»
Вторая половина дня:
Чтение стихотворений рассказов о русской тройке, заучивание потешек, дразнилок, небылиц.
• Рассматривание энциклопедий: «О лошадях», «Русский дом», «Наш дом».
Работа с родителями:
Выпечка блинов, пирогов по разным рецептам. Дегустация изделий из теста. Родители подготовят русские игры – забавы.
Вторник - «Заигрыш»
Цель: Дать детям представления о русских народных играх – забавах.
1 половина дня.
• Разучивание хороводов «Веснянка», «Маслина, куда идёшь?», песен «Наша Масленица», «Блины», частушек, русские народные игры «Заря – Заряница, красная девица»
• Физкультурный досуг в зале «Не усидишь дома, коли пришли Фома и Ерёма»
• «Широкоротая Масленица,
• Мы тобою хвалимся,
• На горах катаемся,
• Блинами объедаемся!» - катание с горы тройками, катание на санках.
2 половина дня.
• Посещение мини музея «Изба», встреча с «хозяюшкой», беседа на тему: «Колокольчики звенят, веселят они ребят».
• аппликация «Украшение колокольчиков орнаментом».
• игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон, колокольчики
Работа с родителями:
подобрать материал о народных инструментах подготовить музыкальные номера для участия в оркестре совместно с детьми.
Среда «Лакомка»
Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.
«Тин-тинка,
Подай блинка,
оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тётушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!»
1 половина дня.
• Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.
• Интегрированное занятие на тему: «Хлеб всему голова!»
• Дегустация блинов «Блин не клин, живота не расколет»
• Лепка «Угощение для Матрёшек»
2 половина дня
•. Изготовление костюмов скоморохов, ряженых, колокольчиков для музея
• Концерт детей «Как у наших у ворот».
Работа с родителями:
«Выпечка баранок, пирогов, пряничков». Подобрать рецепты блюд из старинной русской кухни. Создание книги рецептов.
Четверг «Разгуляй четверток»
Цель: Дать представление о русской тройке
«Наша Масленица годовая!
Она гостика дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает!
чтобы коники были вороные
Чтобы слуги были молодые! Здравствуй Масленица!
1 половина дня.
• интегрированное занятия «Кони на ладони»
• Рассматривание картин Кустодиев «Масленица», Соловьёв «Тройка».
• Чтение стихотворений рассказов о русской тройке.
• Штурм снежного городка
• Катание на санках с горы.
2 половина дня.
• Рассматривание игрушек народных мастеров
• Рисование и роспись «Дымковские игрушки»
• Развлечение на улице «Санный поезд»
Работа с родителями:
Подготовка музыкального праздника «Как на масленой неделе».
Изготовление игрушек из солёного теста и выставка.
3й этап. Заключительный
Пятница «Тёщины вечёрки»
Цель: Приобщать к истокам народных традиций.
«Зять на двор – пирог на стол».
1 половина дня.
• Наблюдение за трудом повара.
• Экскурсия в мини-музей «Изба», знакомство с обычаями гостеприимства.
• Знакомство с лоскутным рукоделием.