Цинцерова Мария
Марийский фольклор как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа. Ведь только через родной язык, его традиции, его искусство ребенок усваивает картину мира, душу, характер своего народа.
За основу своей теоретической базы я взяла труды Геннадия Никандровича Волкова- — педагога; профессора, доктора педагогических наук, академика Российской академии образования, писателя- публициста, основателя этнопедагогики, Аникина Владимира Прокопьевича — советского и российского филолога-фольклориста, доктора филологических наук, заслуженного профессора МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующего кафедрой русского устного народного творчества и Константина Дмитриевича Ушинского — выдающегося русского педагога и писателя.
Публикация «Марийский фольклор как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель : проверить эффективность влияния марийского фольклора на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать представление о душевном богатстве, красоте и разнообразии культуры родного края через фольклорные произведения;
2. Развить самостоятельность в познании окружающего мира посредством марийского фольклора;
3. Воспитывать уважительное отношение к марийским народным традициям и обычаям;
4. Объяснить родителям значимость марийского фольклора в развитии ребенка и привлечь их к совместной работе;
5. Объединить усилия воспитателей, родителей в вопросах формирования познавательных способностей детей посредством марийского фольклора;
6. Подобрать и составить картотеку произведений устного народного творчества для использования в совместной деятельности воспитателя с детьми, при организации режимных моментов;
7. Разработать и выпустить совместную работу воспитателя с родителями в виде альбома, куда войдет весь используемый фольклорный материал;
8. Систематизировать работу по использовании марийского фольклора в развитии познавательных способностей детей.
В своей работе я ожидаю увидеть следующий результат:
включение произведений марийского фольклора в планы воспитательной и образовательной работы;
- повышение интереса дошкольников к истории культуры и быта народа мари и к марийскому фольклору;
- рост познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством марийского фольклора;
- повышение педагогической компетентности родителей по вопросам развития познавательных способностей детей;
- в группе оборудована предметно-развивающая среда, стимулирующая познавательную активность дошкольников;
- дополнен музей старинными бытовыми атрибутами, марийскими костюмами и вышивками;
- совместный выпуск буклета и альбом марийского фольклора с детьми и родителями.
Применяю следующие Виды деятельности:
- чтение и разучивание стишков, считалочек, небылиц;
- разгадывание загадок;
- инсценировка марийских народных сказок;
- разучивание песен и частушек;
- проведение марийских народных игр, праздников;
- знакомство с традициями и обычаями народа мари с использованием ИКТ (презентации, посещения музея детского сада, рассматриванием картин и фото;
- совместный с родителями выпуск буклетов и альбома марийского фольклора ;
- проведение семейной гостиной «В гостях у бабушки».
Каждый год в детском саду проводим «День рождения Республики Марий Эл»
Традиционным стало мероприятие «Вечер с бабушкой», где воспитанники с бабушками занимаются любимым делом своей бабушки. Я просила воспитанников узнать у бабушек в какие национальные игры и забавы они играли в молодости.
Создается и постоянно пополняется картотека стихов, сказок, пословиц и поговорок, картотека дидактических и подвижных игр.
Дети с гордостью читают стихи на родном языке, учат народные танцы и даже показывают сказки на марийском языке.
Для ознакомления детей с историей, культурой, бытом и жизнью марийцев в старину, с историческими и памятными местами республики и села, для развития марийской речи нами создан мини-музей марийской культуры. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Экспонаты собираются сотрудниками детского сада, родителями и детьми. Так дети приобщаются к культуре марийского народа.
Чтобы воплотить все задумки и идеи в жизнь ведется совместная работа с ребенком и его семьей, с педагогами детского сада.
На сегодняшний день на основе анализа в ходе освоения дошкольниками традиций марийского народа у детей сформированы первые представления о культуре своего народа, обогатился словарный запас, уже лучше развиты у дошкольников коммуникативные навыки, патриотическое чувство, появились практические исполнительские навыки и умения, т. е. дети чувствуют себя увереннее на общих мероприятиях, народных праздниках, на выступлениях перед публикой.
Именно в дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь. «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий радости детской народной массы. Это- детский фольклор». Г. С. Виноградов.
В. А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песенки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Марийский фольклор, в принципе, как и любой другой, является элементом народной педагогики. Многое в марийском фольклоре создавалось для детей и было продиктовано великой заботой о детях, об их будущем.
Воспитание дошкольника путем познания народной культуры и быта способствует формированию первых представлений о Родине, традициях и обычаях, таким образом, через знакомство с истоками национальной культуры и истории в дошкольном возрасте ребенок получает первые представления о народной мудрости.