Анна Дронина
Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»
▼ Скачать + Заказать документы
Схема конспекта занятия.
Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор
Возраст детей: 10-11 лет
Тема занятия : «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»
Цель занятия : Формирование знаний о малых жанрах фольклора : пословицами и поговорками.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Пословицы и поговорки для детей
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
обучающие: повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм.
развивающие: развитие речи у детей через комментированное чтение пословиц, написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.
воспитательные: воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.
Оборудование: сборники пословиц и поговорок; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц, поговорок, оформленные на доске.
ИКТ: презентация «Малые жанры фольклора»
Этапы работы Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1. Организационный момент
• Цель: организация детей на занятии, мотивация детей на получение нового материала
Методы и приемы: игровой прием, игра на сплочение детского коллектива «Подари тепло другу» Хотелось бы, чтобы наше занятие прошло в теплой дружеской атмосфере. Я постараюсь своим хорошим настроением поделиться с вами.
Игра «Подари тепло другу»
Предлагаю повернуться лицом друг к другу. Одни раскрывают свои ладошки, а другие накрывает их своими ладонями. Посмотрите ласково в глаза друг другу так, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? Теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. А теперь пожелайте друг другу чего-нибудь хорошего.
- Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей)
Настроение улучшилось? Тогда начинаем!
2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала,
Цель: выявление знаний детей по данной теме
Методы и приемы: проблемный, информативный
Презентацию готовит творческая группа из 3 человек.
В презентации на каждом слайде отгадка на загадку. (На доске дом с пустыми окошками. В них дети должны будут написать жанры малых форм фольклора).
Сегодня на занятии мы отравимся в заочное путешествие по стране «Фольклор»
- Ребята, обратите внимание на доску, что вы увидели? Находится этот дом на улице «Жанровая». Что за «жильцы» живут здесь. Давайте заселим жильцов в наш дом.
В каждое окошко мы напишем жанры фольклора, которые знаем. Назовите их.
(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т. д.)
- Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.
Презентация «Малые жанры фольклора»
1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).(1 слайд)
2) Зимою греет,
Весною тлеет,
Летом умирает,
Зимой оживает (снег). (загадка) (2 слайд)
3) Киса, кисонька, коток,
Киса - серенький хвосток,
Приходи, киса, ночевать,
Приди Васеньку качать… (колыбельная песня(3 слайд)
4) Матушка – репка,
Уродись крепка,
Капуста - виласта.
Будь пудаста! (закличка) (4 слайд)
5) А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился. (небылица) (5 слайд)
6) Ехали, ехали
В лес за орехами,
По кочкам, по ямкам,
Бух, и провалились. (потешка)
7) Скачет галка по ельничку(6 слайд)
Бьёт хвостом по березничку.
Наехали на галочку разбойнички,
Сняли они с галки синь кафтан.
Не в чем галочке по городу гулять,
Плачет галка, да негде взять… (прибаутка) (7 слайд)
8) Потягунчики, порастунчики!
Роток – говорунюшка,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки. (пестушка) (8 слайд)
9) Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной. (приговорка) (9 слайд)
10) Раз, два – упала гора,
Три, четыре – прицепило,
Пять, шесть – бьют шерсть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять – деньги весить. (считалка) (10 слайд)
11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица) (11 слайд)
12) Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое – стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое - колесо,
Чтоб тебя разнесло. (дразнилка) (12 слайд)
13) Семь пятниц на неделе. (поговорка) (13 слайд)
3
4. Цель: ознакомление детей с формами фольклора : пословицами и поговорками, выявить сходство и различие
Методы: беседа, творческое задание в группе, метод сравнения, поисковый, игровой
Цель: формирование способности анализировать, выделять главное и применять полученные знания на практике.
Методы и приемы: активный диалог, театрализация, работа в парах и групповая Основной этап. Изучение нового материала:
1. Вводная беседа
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок. Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы детей)
- Какие пословицы спрятались вот на этих рисунках? (рисунок)
- А когда так говорят?
- О какой пословице идет речь вот на этой картинке? А когда ее используют?
( Примерные ответы:
1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.
2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.
3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем.
3. Сравнительный анализ:
- Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками. (заполнение таблицы в результате объяснения)
«Сходства и различия пословиц и поговорок» (использование интерактивной доски)
Пословица Поговорка
Сходство
Краткость
Ритмичность
Рифмованность
Отражение народной мудрости
Различие
Законченное суждение Нет законченного суждения: она лишь его часть
Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт Образ, замещающий обычное слово: «Лыку не вяжет» вместо «пьян»
Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению Часто является средством речевой характеристики человека
Игра: «Хлопни-топни»
Ребята, я буду вам читать пословицы и поговорки. Если вы услышите пословицу – то топайте, а если поговорку – хлопайте.
Закрепление учебного материала.
4. Игровая пауза.
Дети делятся на группы (по цвету). Каждая группа получает пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова). Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.
1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Сочинение мини-рассказов. (Работа в парах)
- Сегодня на занятии, мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок. Теперь мы будем учиться употреблять их в речи.
Сейчас, каждая пара получит часть текста. Где вы должны будете определить, пословиц или поговорка встречается в нем.
А затем каждая пара попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки.
И так сойдёт.
У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт». Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали: «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал: «И так сойдёт!»
Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…», - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит», - отвечал сын и шёл по своим делам.
Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.
Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются: «Эх, ты, «И так сойдёт»! Волков бояться, в лес не ходить!»
Чтение нескольких работ
5. Рефлексивно-оценочный этап
Цель: формулирование вывода
Методы и приемы: оценочный, Подведение итогов:
- Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
- Было ли занятие для вас интересным?
- Что нового вы для себя узнали?
- Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?
- Какая информация сегодня на занятии была новая?
6. Задание на дом
Цель: нацеливание детей на применение новых знаний в жизни
Метод: частично-поисковый Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову: друг, вода, радость, книга, жизнь.