Получи документы

Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Анна Дронина
Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»
▼ Скачать + Заказать документы

Схема конспекта занятия.

Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор

Возраст детей: 10-11 лет

Тема занятия : «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Цель занятия : Формирование знаний о малых жанрах фольклора : пословицами и поговорками.

Задачи:

Темочки:

обучающие: повторить малые жанры фольклора; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок; показать сходство и различие двух жанровых форм.

развивающие: развитие речи у детей через комментированное чтение пословиц, написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

воспитательные: воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц, поговорок, оформленные на доске.

ИКТ: презентация «Малые жанры фольклора»

Этапы работы Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1. Организационный момент

Цель: организация детей на занятии, мотивация детей на получение нового материала

Методы и приемы: игровой прием, игра на сплочение детского коллектива «Подари тепло другу» Хотелось бы, чтобы наше занятие прошло в теплой дружеской атмосфере. Я постараюсь своим хорошим настроением поделиться с вами.

Игра «Подари тепло другу»

Предлагаю повернуться лицом друг к другу. Одни раскрывают свои ладошки, а другие накрывает их своими ладонями. Посмотрите ласково в глаза друг другу так, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? Теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. А теперь пожелайте друг другу чего-нибудь хорошего.

- Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей)

Настроение улучшилось? Тогда начинаем!

2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала,

Цель: выявление знаний детей по данной теме

Методы и приемы: проблемный, информативный

Презентацию готовит творческая группа из 3 человек.

В презентации на каждом слайде отгадка на загадку. (На доске дом с пустыми окошками. В них дети должны будут написать жанры малых форм фольклора).

Сегодня на занятии мы отравимся в заочное путешествие по стране «Фольклор»

- Ребята, обратите внимание на доску, что вы увидели? Находится этот дом на улице «Жанровая». Что за «жильцы» живут здесь. Давайте заселим жильцов в наш дом.

В каждое окошко мы напишем жанры фольклора, которые знаем. Назовите их.

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки, загадки и т. д.)

- Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

Презентация «Малые жанры фольклора»

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).(1 слайд)

2) Зимою греет,

Весною тлеет,

Летом умирает,

Зимой оживает (снег). (загадка) (2 слайд)

3) Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приходи, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать… (колыбельная песня(3 слайд)

4) Матушка – репка,

Уродись крепка,

Капуста - виласта.

Будь пудаста! (закличка) (4 слайд)

5) А у нас во дворе

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился. (небылица) (5 слайд)

6) Ехали, ехали

В лес за орехами,

По кочкам, по ямкам,

Бух, и провалились. (потешка)

7) Скачет галка по ельничку(6 слайд)

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галочку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять,

Плачет галка, да негде взять… (прибаутка) (7 слайд)

8) Потягунчики, порастунчики!

Роток – говорунюшка,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки. (пестушка) (8 слайд)

9) Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной. (приговорка) (9 слайд)

10) Раз, два – упала гора,

Три, четыре – прицепило,

Пять, шесть – бьют шерсть,

Семь, восемь – сено косим,

Девять, десять – деньги весить. (считалка) (10 слайд)

11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица) (11 слайд)

12) Обманули дурака

На четыре кулака,

На пятое – стуло,

Чтоб тебя раздуло!

На шестое - колесо,

Чтоб тебя разнесло. (дразнилка) (12 слайд)

13) Семь пятниц на неделе. (поговорка) (13 слайд)

3

4. Цель: ознакомление детей с формами фольклора : пословицами и поговорками, выявить сходство и различие

Методы: беседа, творческое задание в группе, метод сравнения, поисковый, игровой

Цель: формирование способности анализировать, выделять главное и применять полученные знания на практике.

Методы и приемы: активный диалог, театрализация, работа в парах и групповая Основной этап. Изучение нового материала:

1. Вводная беседа

- Ребята, сегодня на занятии мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок. Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы детей)

- Какие пословицы спрятались вот на этих рисунках? (рисунок)

- А когда так говорят?

- О какой пословице идет речь вот на этой картинке? А когда ее используют?

( Примерные ответы:

1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.

2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем.

3. Сравнительный анализ:

- Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками. (заполнение таблицы в результате объяснения)

«Сходства и различия пословиц и поговорок» (использование интерактивной доски)

Пословица Поговорка

Сходство

Краткость

Ритмичность

Рифмованность

Отражение народной мудрости

Различие

Законченное суждение Нет законченного суждения: она лишь его часть

Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт Образ, замещающий обычное слово: «Лыку не вяжет» вместо «пьян»

Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению Часто является средством речевой характеристики человека

Игра: «Хлопни-топни»

Ребята, я буду вам читать пословицы и поговорки. Если вы услышите пословицу – то топайте, а если поговорку – хлопайте.

Закрепление учебного материала.

4. Игровая пауза.

Дети делятся на группы (по цвету). Каждая группа получает пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова). Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Сочинение мини-рассказов. (Работа в парах)

- Сегодня на занятии, мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок. Теперь мы будем учиться употреблять их в речи.

Сейчас, каждая пара получит часть текста. Где вы должны будете определить, пословиц или поговорка встречается в нем.

А затем каждая пара попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки.

И так сойдёт.

У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт». Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали: «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал: «И так сойдёт!»

Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…», - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит», - отвечал сын и шёл по своим делам.

Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются: «Эх, ты, «И так сойдёт»! Волков бояться, в лес не ходить!»

Чтение нескольких работ

5. Рефлексивно-оценочный этап

Цель: формулирование вывода

Методы и приемы: оценочный, Подведение итогов:

- Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

- Было ли занятие для вас интересным?

- Что нового вы для себя узнали?

- Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

- Какая информация сегодня на занятии была новая?

6. Задание на дом

Цель: нацеливание детей на применение новых знаний в жизни

Метод: частично-поисковый Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову: друг, вода, радость, книга, жизнь.

Публикации по теме:

Загадки, пословицы, поговорки, приметы, стихи, потешки о птицах Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 «Богатырь» города Курчатова Курской области Картотека.

Конспект занятия в средней группе «Малые формы фольклора» «Пришёл медведь к броду» Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация». Цель: приобщение.

Консультация для воспитателей «Загадки, пословицы, поговорки-школа развития речи для детей» Загадки, пословицы, поговорки играют огромную роль по своей значимости в нашем общении с детьми. Ошибочно считать, что ребенка можно развлекать.

Малые жанры народного творчества в работе со старшими дошкольниками. Бесспорно, что ни в одной из форм устного народного творчества не проявляется так ярко мудрость народа, не отражается так ясно его история,.

Пословицы и поговорки о труде Мудрость пословиц и поговорок о труде научит ваших детей уважать и ценить труд других людей. Пословицы и поговорки о труде помогут в формировании.

Пословицы и поговорки о Весне Снег теперь уже не тот - * Весенний день год кормит. Потемнел он в поле, * Весенний день - что ласковое слово. На озерах треснул лед,.

Картотека «Пословицы и поговорки о временах года» • Лето сухое и жаркое – зима малоснежная, морозная. • Если летом много полевого осота, зима будет холодной, если много щавеля, зима будет.

Пословицы, поговорки, приметы осени для детей Пословицы, поговорки, приметы осени для детей. Осень – время еды. Осень богатая, зима сытая. Осенью любая птица богатая. Сентябрь - проводы.

Становление самостоятельности у детей младшего возраста в процессе самообслуживания через малые формы фольклора. Самостоятельность – это ценное качество, которое необходимо каждому человеку в жизни. Его необходимо воспитывать с раннего детства. Дети.

Конспект тематического занятия «Танцевальные жанры» Тематическое занятие «Танцевальные жанры» (старший дошкольный возраст). Цель занятия: Закреплять представления детей о танцевальных жанрах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 20:58
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Дронина (УИ 19752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД