Светлана Касаткина
«Маленький театрал» — большой помощник в развитии речи детей.
▼ Скачать + Заказать документы
«Маленький театрал»
Разрешите представиться: Касаткина Светлана Владимировна – воспитатель высшей кв. категории, МБДОУ «Детский сад №21».
Мною была разработана и апробирование программа кружка дополнительного образования «Маленький театрал» по художественно – эстетическому направлению для детей с нарушениями речи старшей группы.
Публикация «„Маленький театрал“ — большой помощник в развитии речи детей,» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Работая с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, отметила, что кроме нарушения всех компонентов речевой системы у детей также нарушен ряд не речевых психических функций. Для успешного преодолеваются отклонений в развитии ребенка необходимо использовать самые разнообразные формы работы с ним.
Актуальность создания программы «Маленький театрал»» заключается в коррекции психических функций, решении речевых проблем и подготовке к предстоящему школьному обучению воспитанников специализированного ДОУ посредством расширения организации театральных игр.
Театр - это целый мир красок, звуков, чувств, эмоций, знаний, представлений, умений. В последние годы театральное искусство вышло за рамки театра и стало частью образовательного процесса. Театральная педагогика вводится в педагогическое образование, так как театр – одно из самых доступных средств, воздействующих на эмоции. Театральная деятельность развивает личность ребенка, воспитывает культуру чувств, культуру речевого общения. Развитие речевого общения предполагает освоение не только содержательной, но образно-эмоциональной стороны языка. «Чем выразительнее речь, тем ярче проявляется в ней говорящий – его лицо, мимика, жесты» (С. Л. Рубинштейн).
Программа «Маленький театрал» составлена с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей с речевой патологией. Основное внимание в содержании деятельности дополнительной образовательной услуги «Маленький театрал» уделяется упражнениям на развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие коммуникативных качеств (говорить перед аудиторией, держаться и чувствовать себе свободно, образной выразительности речи. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Данная программа подтверждает важность театральной деятельности детей – самого распространенного вида детского творчества.
Эффективность программы заключается в том, что в основу содержания программы заложен принцип комплексной коррекции речевых нарушений, развития творческих способностей и эмоциональной сферы.
Учебно-развивающей базой послужили методические и практические разработки в области формирования творческой личности ребенка средствами театральной деятельности А. В. Щеткина, Л. И. Царенко, Н. Ф. Сорокиной и Т. И. Петрова. Процесс развития у дошкольников творческих способностей построен на комплексе речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, этюдов и выступлений на сцене перед зрителями, в ходе которых осуществляется и коррекция речи. В программе используется методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного возраста М. И. Чистяковой, теория фундаментальных эмоций К. Е. Изарда, согласно которой эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому общению. (Он выделяет десять базовых эмоций (интерес, удивление, стыд, страх, гнев, радость, горе, отвращение, презрение, каждая из них ведет к различным внутренним переживаниям).
Теоретическая основа кружка «Маленький театрал» заключается в том, что театральная деятельность и развитие творческих способностей детей являются составной частью социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства.
Цель программы: Развитие навыков общения и творческих способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в театрализованной игре.
Задачи:
1. Развивать эмоционально - эстетическую сферу и культуру чувств ребенка;
2. Научить детей понимать язык эмоций другого человека и адекватно на них реагировать;
3. Формировать навыки общения с педагогом и сверстниками.
4. Развивать творческие способности в совместной с взрослым и самостоятельной деятельности на материале произведений и сказок.
Практической ценностью программы является разработка и реализация диагностического аспекта творческого и речевого процессов, составление алгоритма занятия театрального кружка, приложение к программе используемого в работе этюдного, музыкального и речевого материала.
Предположительный результат реализации программы «Маленький театрал» состоит в качественном повышении уровня речевых и творческих способностей дошкольников на основе применения театрализованных игр.
Реализация программы предполагает привлечение детей к эмоциональному миру человека, развитию базовых эмоций и воображения, формирования навыка общения с взрослым и сверстниками.
Содержание программы кружка «Маленький театрал» дополнительного образования детей с ОНР рассчитано на 1 год обучения в старшей группе детей с речевой патологией. Период обучения – 9 месяцев (с 16 сентября по 31 мая, согласно графику работы кружка). Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю с детьми старшей группы (длительность занятия – 25-30 минут). Количество занятий в год 64 (согласно содержанию планирования). Группа формируется в количестве 12 детей и подразделяется на две подгруппы. Занятия проводятся по подгруппам по 6 человек. Форма проведения занятий – фронтальная. Место проведения – музыкальный зал, групповая комната.
Каждое занятие построено на определенном сюжете и отличается оригинальностью и насыщенностью содержания, активной сменой речевых и музыкальных видов деятельности, широким использованием наглядного материала, разнообразных игрушек. Все это превращает занятие в увлекательный творческий процесс.
Данная программа разделена на 3 периода обучения. (Слайд с задачами 1-го периода) С первых занятий 1-го периода обучения дети начинают знакомиться с различными эмоциями. Влияние чувств на воображение и обратно давно было замечено учеными. Поэтому накопление впечатлений ребенком, приобретение им опыта эмоций и чувств – одна из основных задач программы. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Дети изучают различные эмоции, и получают возможность управлять ими в ходе эмоционально- эстетического воспитания. Таким образом, программа перекликается с психолого-педагогическими методами, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Используются этюды М. Чехова на развитие внимания, фантазии и этюды М. Чистяковой на развитие выразительности жеста, тренировку отдельных групп мышц, на выражение отдельных черт характера. Игры-этюды помогают дошкольникам понять причины возникновения основных эмоциональных состояний, понимать эмоции (гнев, удивление, радость, страх, сострадание, пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.
На этом этапе работы используются упражнения по подготовке детей к умению передавать выразительный образ. Разучиваются различные имитационные движения, обучение воспроизведению разных интонаций голоса, привлечение к поиску собственных способов показа. Затем проводятся упражнения на развитие пантомимических средств выразительности. Начинается с обыгрывания малых литературных произведений: стихов А. Барто «Зайка», «Бычок», «Слон», «Матросская шапка»; С. Я. Маршака «Мяч», «Мыши», «Курочка Рябушка», «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Был сапожник?». Через обыгрывание малых литературных форм постепенно подводятся дети к театрализованным играм. Развиваются образно-выразительные умения имитировать несложные движения и вести разговор в форме диалога. Дети учатся играть рядом друг с другом, это сплачивает детский коллектив.
В ходе второго этапа обучения (слайд с задачами 2-го периода) продолжается работа над развитием эмоциональной сферы детей. Дошкольники в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Также, посредствам театрализованных игр начинается обучение детей созданию настольных спектаклей. Создаются эти спектакли при помощи резиновых игрушек, конусных и цилиндрических кукол, картинок на картоне. Дети имитируют нужные движения персонажей (ходьбу, бег, прыжки) и одновременно проговаривают текст, передавая голосом состояние персонажа.
К концу второго периода обучения дети научатся выступать для других, выразительно выполнять движения персонажей, выражать эмоции по внешним сигналам, вступать в диалог, дополнять свою речь с помощью мимики и жестов.
Третий период обучения заключался в развитии умений детей самостоятельно действовать в играх-драматизациях. В этот период особое внимание уделяется разнообразию содержания атрибутов для игр-драматизаций: шапочки, маски, косынки, платочки, сарафанчики, юбочки, фартучки, пояски… Через игры-драматизации дети учатся выразительно передавать текст сказки, вести диалог между персонажами. Подготовительным периодом к играм-драматизациям служат игры-инсценировки, формирующие у детей самостоятельность в выборе персонажей и составлении диалогов, перевоплощении в образ и выразительности речи. И только после того, как у детей появились определенные умения и навыки можно перейти к играм-драматизациям. Дети перевоплощаются в образы разных зверей: хитрых, злых, умных, добрых и не очень…Необходимо, чтобы ребенок, который по своему характеру «мышка» сыграл роль волка или медведя. Ребенок должен попробовать себя в разных ситуациях. Важнейшим во время работы кружка в театрализованных играх являлся процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами были не менее важны, чем спектакль. Театрализованные занятия сохраняют непосредственность детской игры, основанной на импровизации. С детьми текст роли не заучивался, не отрабатывались позы, жесты, движения. Главное было то, чтобы дети понимали смысл и атмосферу театрального действа.
К концу третьего этапа начинается обучению детей вождению перчаточных кукол би-ба-бо. Управление такой куклой требует от ребенка выдержки, терпения, определенных мышечных усилий, да еще в сочетании с текстом. Дети обучаются правильно вести руку с куклой и одновременно проговаривать текст. Для этой цели используются несложные упражнения-этюды, на которых учила ребенка сосредотачивать своё внимание на выполнение куклой четкого ритмического действия.
К концу третьего периода обучения дети закрепили умение выражать ясно для окружающих свою мысль, эмоции. Игры –драматизации являются стимулятором развития основных психических процессов: внимание, памяти, речи, восприятие; содействуют расцвету творческого воображения детей; приобщению к театральной культуре.
Занятия кружка подчинялись следующим требованиям: содержательность и разнообразие тематики; максимальная активность детей на всех этапах занятия; сотрудничество детей друг с другом и с педагогом; последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр.
За время занятий кружка дети познакомились с различными видами театров : театр картинок (фланелеграф, театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы, пальчиковый театр, театр кукол из бумажных конусов и цилиндров, кулачковый. В течение учебного года дети познакомились с театральной ширмой и верховыми куклами. Все дети с удовольствием участвовали в спектаклях в качестве актеров драматического театра.
Занятия кружка дети ждали с нетерпением, так как театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски и звуки. Диагностика развития творческих способностей детей средствами театрализованного искусства, разработанная на основе программы Н. Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети», показала следующие результаты: высокий уровень возрос на 35% (с 21% до 56%), низкий уровень уменьшился на 23% (с 23% до 0%). Диагностика словесного языка чувств, которая проводилась в форме диалога индивидуально с каждым ребенком по этюдам М. И. Чистяковой выявила следующие результаты: высокий уровень увеличился на 36% (с 14% до 50%, низкий уменьшился на 27% (с 27% до 0%).
Родителям предоставлялась возможность присутствовать на открытых занятиях кружка, а также все сотрудники детского сада и родители были приглашены на спектакль по сказке «Заюшкина избушка». В течение работы кружка дети дважды посещали Березниковский драматический театр на спектакли «Золотой цыпленок», «По дорогам сказок».