Надежда Ледовских
«Маленький гражданин большой страны». Нравственно-патриотическое воспитание детей
▼ Скачать + Заказать документы
По словам В. А. Сухомлинского «Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Дошкольное детство - это самый благодатный период для детей, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Публикация «„Маленький гражданин большой страны“, Нравственно-патриотическое воспитание детей» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач дошкольного образования.
Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться, не подавлять, а направлять инициативу ребят, развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.
В работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию очень важно не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила, но и освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во всех аспектах его проявления.
В нашем образовательном учреждении не первый год ведетсяработа с детьми по духовно-нравственному воспитанию, основнаяцелькоторой - заложить основы правильного восприятия мира, чувства сострадания, милосердия, доброго общения, а также воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящееродной страны.
Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей. Одной из главных целей работы воспитателя является формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания нравственно-патриотических качеств у дошкольников. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно - патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Взаимодействие с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
Я поделюсь некоторыми формами сотрудничества с семьей из опыта своей работы.
Это - проектная деятельность. Родители вместе с детьми подключаются к выполнению определенной части общего задания, собирают информацию, фотографии. Затем представляют свои мини-проекты на общем мероприятии, например «Фестиваль семейных традиций».
Совместные детско-родительские встречи способствуют уточнению и дополнению нравственно-патриотических качеств детей. Традиционным может стать мероприятие, посвящённое «Воздвижению» - «Королева - капуста» в начале осени. Дошколята и родители состязаются в знаниях о происхождении капусты, в играх, в исполнении частушек, стихов; умении быстро и правильно решать поставленную перед ними цель, а также создают атмосферу радостного настроения.
Кроме других форм взаимодействия с семьей организовываю мастер-классы с родителями «Здравствуйте, у нас гость!». Родители в свободное от работы время делятся секретами мастерства с детьми. В этом году, папы вместе с детьми изготовили кормушки и скворечники для птиц из разных материалов. Они рассказали любопытной детворе, зачем зимой нужно подкармливать птиц, какой корм надо приготовить, какие кормушки можно сделать и как подвесить, чтобы птицам было удобно доставать корм, как правильно и где установить скворечник, почему это так важно. В итоге дети и родители пожелали принять участие в акциях и конкурсах «Кормушка для синичек», «Покормите птиц» и с большой гордостью получили награду за участие. Мамы показывали ребятишкам, как сделать «Оберег семьи» (кукла - из цветных кусочков ткани). Детям очень нравятся гости!
Регулярно родители и дети участвуют в тематических выставках родительского и детско-родительского творчества, например мы создавали
«Герб нашей семьи».
Это – эмблема рода, передаваемая по наследству. Конечно, мы думали, что не каждая семья имеет такой герб. Всё-таки решили привлечь родителей, чтобы помогли детям создать свой герб. Каждая семья справилась с заданием.
Совместная работа, возможность вспомнить о своих близких, чем славится семья - позволяют строить отношения в семье. И какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.
В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, уважительного отношения к подвигам наших соотечественников во время Великой Отечественной войны - в детском саду ежегодно проходит праздник «Никто не забыт, ничто не забыто». Дети, вместе с воспитателями и родителями делают поздравительные открытки, поют песни военных лет, возлагают цветы к памятнику павшим воинам в Великой Отечественной войне.
Успешно решить задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста возможно только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города, любить и уважать старшее поколение.
Таким образом, семья и ДОУ равнозначны и равноценны в вопросах воспитания и развития личности ребенка, способствуют формированию духовных, нравственных и патриотических качеств личности ребёнка.