Трач Нина Петровна
Информационно-обучающий проект «Малахитовая шкатулка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности : информационный.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта : групповой (15-21 чел., все желающие)
По времени проведения: краткосрочный (4 недели)
По характеру общения: ребенок и семья, в рамках ДОУ, детская библиотека.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Публикация «Информационно-обучающий проект „Малахитовая шкатулка“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Состав проектной группы : руководитель объекта- воспитатель, дети и родители старшей группы, специалисты.
Цель проекта : расширять знания детей о писателе П. П. Бажове на материале сказов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Малахитовая шкатулка».
Задачи проекта
1. Познакомить детей с биографией и творчеством П. П. Бажова
2. Учить детей анализировать литературные произведения
3. Развивать грамотную речь (при пересказе прочитанного)
4. Закрепить содержание прочитанного просмотром мультфильма
(с дальнейшим анализом литературного произведения)
5. Вызывать желание детей изображать в рисунке сюжеты произведений
6. Организовать выставку творческих работ по теме «Сказы П. П. Бажова»
в детском саду и библиотеке и посещение ее вместе с родителями
7. Организовать в детском саду театральную неделю «Золотая маска», посвященную юбилею писателя (с изготовлением театральной афиши, подготовкой костюмов и декораций и постановкой спектаклей силами старших групп)
Актуальность проблемы
В ходе беседы по произведению «Серебряное копытце» возник вопрос: кто автор? Что он написал еще? Библиотекарем детской библиотеки Елисеевой И. Н. было предложено провести мероприятие, посвященное юбилею писателя П. П. Бажова, по произведениям «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка». Возникла идея провести это мероприятие совместно с библиотекой и организовать выставку с детьми старших групп детского сада.
В настоящее время большинство детей не проявляют огромной любви к чтению книг, большинство увлечены просмотром мультфильмов, то же происходит и со взрослыми. Мы решили приятное совместить с полезным, вначале прочитали произведение, разобрали его, а затем закрепили просмотром мультфильма.
Образовательный проект Подготовительный этап
Разработка стратегии реализации проекта. Подбор материала о П. П. Бажове (портрет, выставка книг «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер»). Составление плана основного этапа, определение целей и задач проектной деятельности.
Основной этап
1. Рассматривание портрета П. П. Бажова.
2. Знакомство с биографией писателя.
3. Рассматривание выставки книг П. П. Бажова.
4. Чтение произведений «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок» с дальнейшим анализом.
5. Консультация для родителей «Творчество Павла Петровича Бажова»
6. Разработка сценариев и постановка спектаклей по сказам Бажова.
Художественно-продуктивная деятельность по прочитанным произведениям.
Заключительный этап
НОД по темам «Серебряное копытце» и «Малахитовая шкатулка», анализ произведений, просмотр мультфильма. Оформление выставки в детской библиотеке, посвященной юбилею писателя, посещение выставки. Этот проект значим для всех его участников.
Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности, проявление любви к чтению книг.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получение новых знаний, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком, посещение библиотеки.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (чтение произведений, эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников, привлекает родителей и воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Библиотекарь: проводит образовательные ситуации по темам: знакомство с творчеством П. П. Бажова; викторина по произведениям «Серебряное копытце»; просмотр мультфильма «Серебряное копытце», с разбором в соответствии с текстом произведения; викторина по произведению «Малахитовая шкатулка»; просмотр мультфильма «Малахитовая шкатулка», с разбором в соответствии с текстом произведения.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, применяя полученные знания, читают предложенные произведения, участвуют в разборе произведений, выполняют продуктивную деятельность.
Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта
«Сказы Павла Петровича Бажова»
Первый этап проектирования- подготовительный, за период данного этапа:
• Разработали стратегию реализации проекта;
• Подобрали материал по теме П. П. Бажова (портрет, выставка книг «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Голубая змейка», «Каменный цветок», «Синюшкин Подобрали материал по теме П. П. Бажова (портрет, выставка книг колодец», «Медной горы хозяйка»);
• Составили план основного этапа, определили цели и задачи проектной деятельности;
• Данный этап реализовывался в течение 5 дней;
• Подобрали наглядный и информационный материал по теме проекта;
• Провели беседу с детьми на определение актуальности данного проекта;
• Составили план основного этапа образовательного проекта.
Промежуточный отчет основного этапа проекта
Данный этап реализовывался 5 дней. Для детей организовали совместную деятельность:
• Рассматривание портрета писателя;
• Знакомство с биографией писателя;
• Рассматривание выставки книг П. П. Бажова;
• Чтение произведений «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»,
«Медной горы хозяйка», «Горный мастер» с дальнейшим анализом;
Художественно-продуктивная деятельность по прочитанным произведениям.
Для родителей организовали:
• Консультацию на тему «Творчество Павла Петровича Бажова»;
• Чтение и литературный анализ произведений «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка»;
Совместную с детьми художественно-продуктивную деятельность по прочитанным произведениям.
Промежуточный отчет заключительного этапа проекта НОД по темам «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», анализ произведения, просмотр мультфильма. Оформление выставки в детской библиотеке, посвященной юбилею писателя. Составление портфолио проекта.
Литературная викторина для детей старших групп
по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце»
Цель: через творчество П. П. Бажова пробуждать любовь к родному краю, прививать интерес к чтению книг.
Задачи: 1. Создать условия для проявления познавательной активности детей
2. Способствовать развитию коммуникативных способностей детей
3. Развивать память, наблюдательность, активность, самостоятельность
1. Отгадайте главных героев сказа
Кто-то сидит у окошка в избушке, а маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем- каменья летят, и россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом ходит Муренка, и смотрит на них из окошка (ДАРЕНКА)
Козел тот особенный был: правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет – камень дорогой появится.
Даренка все смотрит и удивляется…
Издалека-то его не разглядишь и не разберешь,
А близко к нему, как ни старайся, не подойдешь (Серебряное копытце)
Я вроде охотника, зимой за козлом по лесам бегаю, да все увидеть не могу.
Посмотреть охота, в каком месте он правой передней ножкой топнет
(Кокованя)
Сама мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой
(Кошка)
2. Детские рисунки по сказам П. П. Бажова.
Игра. Серебряное копытце разбросал разноцветные камушки – кто быстрее соберет камушки своего цвета.
Ой, вы камни мои, самоцветики, по Уралу порассыпаны.
Во горах да во долинушках, во лесах да во ложбинушках.
Вы красуетесь, словно цветики, хоть в сырой земле спородилися
И в шкатулке приютилися.
3. Фрагмент мультфильма «Серебряное копытце»
4. Блиц-опрос
• Назовите прозвище старика в сказе (Кокованя)
• Сколько лет было девочке-сиротке (по шестому году)
• Как звали старика (Кокованя)
• Девочку- сиротку (Даренка)
• Кошку (Муренка)
• Чем занимался Кокованя (охотник)
• Что необычного рассказал дед Кокованя про козла
• Из скольких веточек рожки у козла (из пяти)
• Зимой простые козлы без рогов ходят, а Серебряное копытце (всегда с рожками хоть зимой, хоть летом)
• Почему Даренка пошла с Кокованей в лес (любопытно стало про козла узнать)
• Почему Кокованя разрешил Даренке взять с собой в дом Муренку (Такую звонкую не взять, вместо балалайки она у нас в избе будет)
• Промурлычьте кошкины слова (правильно говоришь, правильно)
• Что случилось, когда козел на крышу прыгнул (Давай по ней серебряным копытцем бить…камешки посыпались)
• Сколько камней нагреб Кокованя (полшапки камней)
• Куда делась Муренка (пропала)
• Какие камешки стали находить люди по покосным лужкам, где козел скакал (зелененькие, большие, хризолитами называются)
5. Итог викторины. Награждение
Заключительный этап проекта
Фестиваль «Золотая маска» в течение театральной недели
1. Изготовление с детьми театральных афиш по сказам П. П. Бажова
2. Приготовление костюмов и декораций силами педагогов, родителей и детей
3. Проведение театрального фестиваля
4. Награждение участников
Итог:
1. Изготовление малахитовой шкатулки
2. Кукла «Хозяйка Медной горы»
3. Оформление дидактической игры по творчеству П. П. Бажова «Назови сказку»
4. Фотоотчет о проведении театральной недели
5. Сценарий театральной постановки сказа «Малахитовая шкатулка»
6. Информация для родителей «Сказ о Бажове»
7. Выставка детских работ по сказам Бажова