Галина Лукашова
Лэпбук как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебные липучки» или лепбук как средство формирования познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности».
Если мы говорим о развитии познавательного интереса, то необходимо разобраться с основными понятиями.
Проблема познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи, как отечественные (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер)
Публикация «Лэпбук как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Современные психологи изучали различные аспекты познавательного развития дошкольников. Например, формирование познавательных интересов у детей разного возраста Л. И. Божович, Л. С. Выготский.
Особенности проявления познавательной потребности у детей Д. Б. Богоявленская, B.C. Юркевич.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательное развитие предполагает :
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
— формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В Стандарте используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Познавательные интересы — это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
К первой стадии относят любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. ( Вопрос зрителям: Как, по вашему мнению,проявляется в детях любопытство)На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета – занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности. В 3-4 года, действует не под влиянием сиюминутных желаний, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Ребенок осваивает правила поведения через реакции взрослых и детей на его поступки. В 4-5 Активное любопытство, которое заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные темы. В 5-6 лет при активном любопытстве внимание дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Ребенок не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Это проявляется в отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном и частой смене деятельности, а в 6-7 уже не яркий образ привлекает ребенка, он самостоятельно делает над собой усилие, чтобы запомнить, либо выделить фигуру из фона.
Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. ( Вопрос зрителям: Чем отличается любопытство от любознательности) На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.
Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. ( Вопрос зрителям: Чему, по вашему мнению, содействует развитие познавательного интереса у ребенка) Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности — учебно–познавательная задача.
Введение Стандарта дошкольного образования предполагает постоянное профессиональное развитие педагогов, поиск новых методов и способов, направленных на всестороннее развитие дошкольника.
Педагоги нашего детского сада находятся в постоянном поиске инновационных методов и технологий, поэтому было принято решении использовать в своей деятельности оригинальное методическое пособие – «лэпбук».
Для начала давайте разберемся, что же означает понятие «лэпбук» :
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся множество материалов по теме.
Информация, представленная в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию.
Сегодня лэпбук – это книжка-раскладушка на липучках, в которую помещены материалы на одну тему, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме и на любую тему.
Лэпбук – разновидность продукта проектной деятельности.
Рассмотрим этапы создания:
1. Выбор темы. Тема может быть как общей, так и более конкретной. Часто тема будущего лэпбука определяется после бесед с детьми, иногда онисами подсказывают педагогу, что бы хотели изучить подробнее, чем интересуются. Здесь и начинается совместная деятельность воспитателя и детей.
2. Составление плана будущего лэпбука. Необходимо определиться с элементами, подтемами. На этом этапе к работе можно подключить родителей, с учетом их возможностей раздаются задания на выполнение того или иного элемента лэпбука. Своего рода это домашнее задание, где родители вместе с детьми занимаются поиском и изготовлением необходимых картинок, заданий, фотографий, игр. Педагог дает рекомендации и контролирует качество выполненных заданий, чтобы вся подобранная информация соответствовала возрастным, эстетическим и этическим требованиям.
3. Рисование макета. Это необходимо для дальнейшего оформления лэпбука. Все изготовленные элементы должны быть собраны воедино. Этим обычно занимается сам воспитатель, так как именно он будет заниматься окончательной сборкой готового лэпбука.
4. Создание лэпбука в натуральную величину. Согласно макету необходимо изготовить сам лэпбук. Дети старшего дошкольного возраста принимать посильное участие в этом процессе: вырезать, приклеивать, складывать элементы в соответствии. Совместная деятельность несет в себе цель по формированию уважения к собственному труду и труду других, воспитывает бережливость, аккуратность, чувство ответственности за собственную работу.
Что формируется у детей с точки зрения познавательно интереса на основных этапах создания лэпбука?
-При составлении плана у ребенка активен эмоциональный компонент,характеризуемый положительным отношением к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другими в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками, что способствует коммуникативным навыкам
-Определение проблемы задействует интеллектуальный компонент связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации). Их можно назвать «ядром познавательного процесса» поиском новых способов решения познавательных задач.
-Определение содержания лэпбука развивает творческий компонент, который выражается в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, развитию рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности.
Более предметное создание лэпбука хотелось бы описать на примере изготовления конкретного такого пособия для старшего дошкольного возраста по теме «Осень». Тему недели обозначает учитель-логопед в понедельник. Начинается творческая работа над проектом.
(видео) Совместное составление плана: «Что мы хотим узнать про осень?». Ребята предложили разные варианты: почитать книжки, рассмотреть журналы, посмотреть альбомы, в которых есть информация об осени. Перед детьми была озвучена проблема: накапливается много разной информации, а как же можно её всю запомнить? Дети предложили нарисовать картинки, сделать книжку-малышку ит. д. Ребята приняли предложенную цель. Далее мы обсудили с детьми, какое содержание будет в необычной книжке, наметили макет лэпбука. Совместное определение содержания приводит детей к структурированию материала.
(на фоне видео) В лэпбук вошли следующие задания: игра с карточками «признаки осени», творческое задание «Обведи и раскрась», найди все слова на тему «осень», интересные факты про осень, игра «найди 5 отличий», игры-находилки «Найди осеннюю одежду» и «найди тень листика», а также загадки. (На фоне видео) Оформление каждого листа было распределено между детьми всей группы. План, который составили по изучению темы, был конкретизирован: в какой день недели чем будем заниматься, кто отвечает за оформление того или иного материала (раздела). В течение недели лэпбук заполняется. Ребята были довольны полученными результатами, каждый стремился показать лэпбук своим родителям и рассказать, над каким листом он работали что это значит.
В течение дня дети могут взять любую информацию со страниц лэпбука. Красочное оформление дидактических заданий, стихов, загадок, различных игр привлекает детей, и они погружаются в творчество и изучение чего-то нового.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. При этом лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы.
Родители обеспечивают поддержку:
организационную (экскурсии, походы)
техническую (фото, видео)
информационную (сбор информации для лэпбука)
мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Для работы над лэпбуком подходит все : и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную.
Он может восприниматься воспитанниками детского сада как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем, — это удивительно, но именно в такие моменты, педагог-дошкольник понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно «научить учиться самому».
(Слайд) Были разработаны уникальные лэпбуки различной тематики педагогами и детьми: «Повар», «Осень», «Правила дорожного движения», «Хлеб – всему голова», «Гжель», «Тренируем пальчики – развиваем речь», «Дымковская роспись», «Городецкая роспись», «Русские народные сказки» и т. д.
Таким образом
• лэпбук помог ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить данный материал;
• это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал;
• ребенок научился самостоятельно собирать и организовывать информацию;
• лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому;
• создание лэпбука развивает творческие способности детей, их воображение;
• также лэпбук является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников. У воспитанников речь стала богаче, пополнился словарный запас.
Накоплен большой опыт по изготовлению индивидуальных лэпбуков, исходя из интересов детей, когда каждый ребенок в течение определенного времени изготавливал свою книжку, а потом презентовал её детям группы или на родительском собрании. В результате получилась целая выставка лэпбуков. Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования.
Таким образом, мы видим, что сам продукт «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В ходе его использования происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Уважаемые коллеги, есть ли у вас вопросы ко мне?