Марина Шадрина
Лэпбук, как игровая технологи в обеспечении образовательного и коррекционно-развивающего процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук, как игровая технологи в обеспечении образовательного и коррекционно-развивающего процесса
В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!
Сократ
Сегодня как никогда актуальна коррекционно – развивающая работа с воспитанниками ДОУ, направленная на развитие навыков конструктивного общения и позитивного настроя, так как количество детей с трудностями в общении и неблагополучным эмоциональным самочувствием в группе сверстников увеличивается. Психологические исследования и практические наблюдения показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности, и занимают значительное место в развитии образовательных областей. Эти проблемы и трудности усиливаются у воспитанников ДОУ коррекционной направленности.
Темочки:
Федеральный стандарт дошкольного образования, определяя направленность образовательной программы, реализуемой в ДОУ, учитывает сложившуюся ситуацию, делая акцент на следующие позиции.
Создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности.
Создание развивающей образовательной среды. Которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
С первого дня своей жизни ребенок включается в многообразные отклонения с окружающим его миром вещей и людей. Психологи отмечают, что опыт отношений, которые зарождаются в младшем возрасте, является фундаментомдля дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. А люди, непосредственно окружающего ребенка дошкольного возраста, в его жизни играют главную роль. Это родители, педагоги и сверстники.
В связи с введением ФГОС дошкольного образования направляет педагогов на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приемов работы с детьми имеющими различные, в том числе ограниченные возможности здоровья. Эти формы, методы и средства могут с одинаковым успехом заинтересовать и помочь преодолеть трудности каждого ребенка.
С введением и реализации стандарта обучение детей производиться в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является его основной деятельностью. В игре происходит не только становление личностных качеств ребенка, но и коррекция физических, психических, интеллектуальных и зрительных нарушений. В игровой деятельности выполнятся ряд важных функций в развитии личности ребенка.
Обучающая функция – развитие общенаучных умений и навыков, таких как память, восприятие, мышление и другие.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы в непосредственно – образовательной деятельности, превращение общения взрослого с ребенком из скучного НОД в увлекательное путешествие.
Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов. Формирование навыков общения.
Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности.
Функция самовыражения – стремление ребенка реализоваться в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.
Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы в реальной жизни.
Игра – важнейшее направление коррекционной работы в дошкольном учреждении.
Коррекционно – развивающая работа – дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
Насегодняшней день, не во всех ДОУ есть специалисты: педагог – психолог, логопед. И не во всех детских учреждениях есть специально отведенные группы, в которых находятся дети только с ограниченными возможностями.
Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя со здоровыми детьми комфортно и могли всесторонне развиваться, в нашем ДОУ, в поиске различных технологий, была найдена игровая технология «Лэпбук», которая позволяет проявить себя в безграничной фантазии, раскрыть творческие возможности. Стала активно разрабатываться и внедряться педагогом детского сада.
Ценность «Лэпбука» - позволяет ребенку быть соучастником всего процесса на любом из его этапов: создания и творческого внедрения в образовательную деятельность.
«Лэпбук» (с перевода с английского языка) – это книга на коленях, или, как его еще называют тематическая интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, книжками-раскладушками. Работа с «лэпбуком» создает коррекционно – развивающий эффект: ребенок может доставать, перекладывать, раскладывать иллюстрационный материал по кармашкам, по заданному образцу, вырезание, раскрашивание, конструирование способствует развитию мелкой моторики. Это интересный и увлекательный процесс, позволяющий ответить в одной папке на конкретный интересующий его вопрос, через разные виды деятельности. Помогает ребенку по своему желанию разместить информацию по теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное.
«Лэпбук» отвечает требованиям ФГОС ДО он: информативен, полуфункционален, вариативен, способствует развитию сенсорных, психических функций. Позволяет учитывать разные образовательные потребности дошкольников. Можно использовать разные формы организационной деятельности: подгрупповой (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера); групповой; совместно с родителями; представление итогов проекта или тематической недели. Может использоваться как дидактическое средство, метод (наглядно-практический, технология (игровая, познавательная, исследовательская).
У «лэпбука» имеются свои качества: отсутствие возрастных ограничений; многогранность в плане содержания, возможность разработке и применения при изучении разных тем; транспортируемость – позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, от интересов и возможностей детей; доступность и экономичность.
В результате использования интерактивной папки у детей формируется: умение планировать предстоящую деятельность; принимать собственные решения; искать нужную информацию, обобщать ее, систематизировать; общаться (договариваться) со сверстниками; сохранение собранного материала; запоминание пройденного материала; происходит развитие сенсорных, психических функций.
Так же одним из важнейших условий реализации образовательной программы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является сотрудничество с семьей. Создание «лэпбука» позволяет родителям. возможность собирать материал для книг, предлагать идеи, изготавливать части интерактивной папки, осуществлять совместное проведение игровых сеансов.
Так, совместно с родителями были изготовлены «лэпбуки» : «Профессии», «Огород на окне» (с использование тактильных ощущений, «В гости к елочке», «Посуда», «Игрушки» и другие.
«Лэпбук» становится любимой игрушкой, которая позволяет использовать инновационные методы и формы работы, реализовать основные принципы: сотрудничество, создание развивающей среды, обеспечение одинаковых подходов к развитию ребенка в семье и ДОУ.
Технология «Лэпбук» имеет большие потенциальные возможности и перспективы, которые будут открываться по мере ее внедрения в практику инклюзивного образования.
Литература:
1. Блохина Е. ,ЛихановаТ. ,Морозова Л., Харина О. Лэпбук - наколенная книга // Обруч. Образование : Ребенок и Учебник. №4.- 2015. с. 20-30
2. Жуковская Р. И. «Игра и ее педагогическое значение» - М. :Просвещение, 1984г.
3. Мешкова А. В. «Игровая инновационная технология «Лэпбук», в работе с детьми с нарушением зрения в условиях ДОУ» https://наше-подмосковье. рф/projects/13765/
4. Перегуд А. И., КонкевичС. В. ,Долганова Е. М. «Формирование у детей с ОВЗ позитивного отношения к миру- основополагающий фактор их дальнейшей успешной социализации» // «Дошкольная педагогика» №5(130)/май/2017г. с. 44
5. Тихоненкова Е. П. «Развивающие игры в работе учителя-логопеда» // «Дошкольная педагогика» №3(128)/ март/2017г. с. 33
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155)