Тагирова Елена Владимировна
Интеграция деятельности специалистов ДОУ, как залог эффективности коррекционно-развивающего процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция деятельности специалистов ДОУ, как залог эффективности коррекционно-развивающего процесса
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования установлено, что обязательная часть образовательной программы для детей дошкольного возраста предполагает реализацию комплексного подхода, позволяющего обеспечить развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
Публикация «Интеграция деятельности специалистов ДОУ, как залог эффективности коррекционно-развивающего процесса» размещена в разделах
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип — интеграции образовательных областей. Таким образом, особую значимость приобретает вопрос интегрированного подхода к образованию детей дошкольного возраста.
Интеграция (от лат. integratio — «соединение») есть взаимосвязанность, системное соединение в единое целое и, соответственно, процесс установления таких связей, как сближение и объединение.
Под интеграцией в педагогическом процессе понимается одна из сторон процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разрозненных частей.
Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс, который нельзя, разграничить на отдельные области.
В ФГОС ДО названы следующие образовательные области:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаются такие задачи, как формирование у детей целостного представления о мире и более глубоких, разносторонних знаний. Мир, окружающий детей, познается ими во всем многообразии и единстве; интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, способствует повышению эффективности воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
С введением ФГОС ДО необходим новый подход в организации коррекционно- образовательного процесса для детей с ОВЗ, разработке современных коррекционно- образовательных технологий, обновлении содержания работы всех участников образовательного процесса.
Интегративный подход дает возможность выстроить систему совместных целенаправленных, специфических действий всех специалистов образовательной системы. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию возможна только при условии правильного и четкого распределения задач каждого участника коррекционно- образовательного процесса. В результате такого комплексного взаимодействия значительно повышается эффективность коррекционно-образовательной деятельности, осуществляется формирование целевых ориентиров в образовательном процессе.
Основные виды интеграции :
1. Тематическая интеграция.
Модель тематической интеграции описывает систему взаимосвязанной деятельности специалистов по определенной теме программного материала. Исходя из конкретных коррекционных задач, одна и та же тема раскрывается специалистами по-разному.
2. Проблемная интеграция.
Эта модель раскрывает содержание и технологию реализации проблемной интеграции специалистов. Она обеспечивает взаимодействие специалистов в рамках решения индивидуальных проблем ребенка и служит основой для разработки индивидуально-коррекционных программ.
Данный вид интеграции реализуется, как правило, по результатам входного, промежуточного или итогового контроля процессов развития, воспитания и обучения детей и служит средством обеспечения комплексного воздействия всех педагогов на ту или иную проблему в индивидуальном развитии ребенка.
Таким образом, интеграция деятельности специалистов ДОУ позволяет обеспечить эффективный коррекционно-развивающий процесс обучения и воспитания детей. Интеграция специалистов необходима для определения индивидуальной образовательной программы, выбора актуальных методов и технологий, прогнозирования развития, разработки рекомендаций родителям, построения эффективной коррекционно-развивающей среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Майер А. А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка // Управление ДОУ №6, 2004
2. Фельзенмайер Е. В. Изучение отношения педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольном учреждении // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 615-617.