Надежда Орлова
Артикуляционная гимнастика как средство индивидуализации образовательного процесса в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ
Подготовила: учитель-логопед
МБДОУ «Атяшевский детский сад №2»
Орлова Н. А.
В моей работе логопеда артикуляционная гимнастика имеет большое значение. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей велика. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
Публикация «Артикуляционная гимнастика как средство индивидуализации образовательного процесса в ДОУ» размещена в разделах
СЛАЙД 1
• Улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их нервной проводимости;
• Улучшению подвижности артикуляционных органов;
• Укреплению мышечной системы языка, губ, щек;
• Ребенок учится удерживать определенную артикуляционную позу;
• Увеличению амплитуды движений;
• Уменьшению напряженности артикуляционных органов;
• Подготовке ребенка к правильному произношению звуков.
• Развитию гибкости органов речевого аппарата;
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
СЛАЙД 2
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
СЛАЙД 3
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика длится не более 10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную базу.
СЛАЙД 4
Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Комната должна быть чистой, хорошо проветренной.
2. У педагога должны быть чистые руки, поэтому используется медицинский спирт, вата и другой гигиенический материал.
4. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
СЛАЙД 5
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, должна все время стоять задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный (может быть где-то) подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.
Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами.
СЛАЙД 6
Данные картинки-символы используются мною как и на начальном этапе проведения артикуляционной гимнастики, так и даются детям в качестве домашнего задания и вклеиваются в тетрадь. Эти символы ребенок должен раскрасить и повторить данные упражнения перед зеркалом дома.
СЛАЙД 7
Символы, или профили артикуляционных упражнений должны располагаться над зеркалом для индивидуальных занятий;
СЛАЙД 8
Альбомы с комплексами упражнений для активных органов артикуляции, а так же специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы должны быть постоянно перед глазами детей.
Данные символы используются мною и в таких игровых пособиях:
СЛАЙД 9
-Игровое пособие "Логокуб"(артикуляционные кубики) позволяет производить сменяемость материала, а именно картинок-символов самому ребенку, манипулируя речевым кубом самостоятельно;
СЛАЙД 10
- Игра "Весёлая рыбалка" направлена не только на развитие артикуляторной моторки, но и зрительной ловкости в умении "поймать" рыбку;
СЛАЙД 11
Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек-помогалочек, а так же с использованием нетрадиционных упражнений с шариком и ложкой способствуют совершенствованию артикуляционной моторики. Все предложенные упражнения не только не исключают предложеных традиционных артикуляционных, но являются продолжением, дополнением и закрепление к ним. И всегда нужно помнить об индивидуальной дозировке.
СЛАЙД12
Упражнения с одним шариком:
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево;
2. Двигать шарик по вертикально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вверх-вниз
3. Поймать шарик губами. Сомкнуть губы, и покатать шарик от щеки к щеке;
4. Язык «Чашечка», цель-поймать шарик в «Чашечку»;
Слайд 13
Упражнения с двумя шариками:
1. Двигать шарики по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево;
2. Двигать шарики по вертикально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вверх-вниз;
Примечание
1. Используются шарики пластмассовые из детских погремушек российского производства при наличии сертификата качества;
2. Шарики, ложки, бинтики строго должны быть индивидуальны;
3. После каждого занятия все принадлежности промываются в теплой воде с детским мылом и просушиваются салфеткой.
СЛАЙД 14
Упражнения с ложкой:
1. Чайную ложку приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки;
2. Чайную ложку приставить к углу рта, толкать языком в выпуклую сторону ложки;
3. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык;
4. Похлопать ложкой по щекам попеременно и одновременно.
Слайд 15
Упражнения с бинтом:
1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Выполняется в течение 10-15 сек. ;
2. Выполняется по аналогии с упр. 1, но бинт зажимается зубами.
В "копилке" любого логопеда имеются "Сказки о Весёлом язычке", которые позволяют в забавной форме выполнить необходимые упражнения. Каждый раз приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату! Сказки имеют и традиционную форму - стихотворение, сказка и загадки, а так же и более современную - мультимедийная презентация.
С появлением в рабочем кабинете логопеда компьютера использование мультимедийных презентаций существенно облегчает работу. Так как с помощью компьютерной графики можно показать выполнение любого, даже очень сложного упражнения более красочно. (упражнение "Вкусное варенье", "Грибок")
Выполняя артикуляционные упражнения с помощью вязаного язычка происходит соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. Данная форма работы носит название БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Сначала рукавичка-язычок одевается на ведущую руку ребёнка, а уже после того как отработано упражнение руки и язычка, мы добавляем и вторую руку.
Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Список литературы
1. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников", Издательство: АСТ.
2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.
3. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М. : ГНОМ и Д, 2004.
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М. : ГНОМ и Д, 2004.
6. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007.
7. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М. : Просвещение, 1989.