Эльза Валериевна Мухаметова
Логоритмика как средство развития речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
В 21 веке есть серьезная проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которая становится особенно значимой для детей дошкольного возраста. По статистическим показателям одна категория новорожденных детей появляется на свет абсолютно здоровыми. А другая категория, составляют болезни, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет в отставании развития.
Публикация «Логоритмика как средство развития речи у детей» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Логоритмика положительно сказывается на развитии всех детей, которые находятся в стадии активного освоения речи (2,5-4 года). Но в первую очередь ее рекомендуют тем, у кого отмечаются:
- дизартрия, задержка речевого развития, нарушения в произношении отдельных звуков;
- заикание или наследственная предрасположенность к его развитию;
- слишком быстрая, прерывистая или чересчур медленная речь;
- нарушения координации движений, моторики;
речевой негативизм.
Поэтому с каждым годом все больше детей среди дошкольного возраста выявляется нарушение в развитии речи. Следовательно, приходится применять более эффективные методы и формы коррекции нарушения речи, в том числе обратить и усилить внимание на занятия по логоритмике.
Оптимальный возраст для занятий логоритмикой - 2,5-3 года, когда малыш уже может самостоятельно петь и выполнять движения. Но можно начать занятия и раньше – логоритмические упражненияможно адаптировать под любой возраст ребенка. Если малыш еще слишком маленький, чтобы понимать указания педагога, выполнять движения и пропевать текст ему помогают мама или папа.
Логоритмика для детей — особое направление в логопедии. Само название данного метода является составным словом, которое является сокращением термина «логопедическая ритмика». Как следует из названия, логоритмика занимается вопросами коррекции речи при помощи ритмических инструментов. Этими инструментами могут быть:
• слово;
• музыка;
• движение (танец);
• игра на музыкальных инструментах.
Логоритмика — это один из видов здоровьесберегающих технологий и одно из звеньев коррекционной педагогики, поэтому было решено применять данную технологию на практике.
Цели и задачи логоритмики – помочь детям устранить речевые нарушения, развить музыкальный слух, координацию и речь ребенка.
Данная методика включает в себя упражнения, игры и задания, направленные на развитие логического, образного и ассоциативного мышления, зрительного восприятия, моторики, памяти и внимания. Сами занятия часто проводятся с музыкальным сопровождением, что делает процесс обучения более занимательным и увлекательным. Помимо исправления нарушений речи и артикуляции, логоритмика :
• развивает речевые навыки и коммуникативные навыки;
• повышает мотивацию к общению;
• помогает ребенку успешнее адаптироваться в обществе.
Методика логоритмики основана на подражании. Все упражнения построены по одному принципу: ребенок повторяет движения и текст за взрослым. Не нужно специально заучивать текстовый материал. Пусть ребенок запоминает его от занятия к занятию, постепенно. На первых занятиях взрослый читает текст и побуждает малыша повторить его. Постепенно к чтению подключается и ребенок. Как только он начинает повторять все фразы без ошибок и в правильном ритме, ему позволяют проявлять инициативу.
Результаты занятий появляются не сразу. Логоритмикой занимаются не менее 2-х раз в неделю примерно по 30 минут, а если ребенок заикается – около 4 раз. Первые результаты от регулярных упражнений можно заметить минимум через 6-12 месяцев.
Логоритмику проводят увлекательно и весело. Ребенок должен получать от каждого занятия удовольствие и положительные эмоции. Во время упражнений обязательно нужно использовать игрушки, картинки, яркие костюмы,которые не сковывают свободу движений, куклы, куклы-рукавички, деревянные ложки или палочки, кубики, кольца от пирамидки, колокольчики, бубны, погремушки, разные мячи, флажки.
Упражнения нужно повторять до тех пор, пока ребенок не овладеет ими в совершенстве. Если малыш не может справиться с каким-то движением или текстом, этот элемент упражнений на время убирают из программы занятий, но потом обязательно возвращают.
Важно внимательно относиться к подбору музыки. Для логоритмики подходят и веселые детские песенки, и фрагменты классических произведений, и записи звуков природы.
Программа должна подстраиваться под ребенка. Можно и нужно менять продолжительность занятий, состав упражнений с учетом индивидуальных особенностей малыша. Фантазия педагога не ограничивается ничем, кроме требования соблюдать единство речи, музыки, и движения.
Речевые упражнения выполняются с максимальной тщательностью. Стихотворения проговаривают так, чтобы малышу было легко подстроить движения ног, рук, туловища под ритм речи. Важно придерживаться правильной последовательности действий: сначала ребенок смотрит на действие в исполнении взрослого, затем повторяет его вместе со специалистом и только потом делает самостоятельно, проговаривая слова и соблюдая ритм.
Педагог должен быть терпеливым. Не нужно расстраиваться или сердиться, если у малыша что-то не выходит – он может замкнуться и потерять интерес к занятиям. Не нужно бросать начатое, как бы сложно не приходилось поначалу. Это правило важно учитывать и родителям – не стоит требовать от ребенка и от специалиста мгновенных результатов.
Используя в течении учебного года данное направление, мы выявили положительный прогресс, прежде всего в речевом развитии у воспитанников. Неговорящие дети, именно на занятиях логоритмики, в которые включен комплекс упражнений, показывают первые речевые успехи. Обычно дети, у которых наблюдаются нарушения развития речи, стесняются выступать перед детским коллективом. Когда проводятся систематические занятия, то можно отметить абсолютно положительный результат в их эмоционально спокойном состоянии. У детей появляется хорошее настроение. Кроме того, дети учатся общаться в группе между собой, улучшаются их коммуникативные навыки.
Успешная работа по этой методике построена на следующих принципах:
От простого к сложному;
Наглядный пример;
Индивидуализация;
Связь обучения с социум;
Вся моя деятельность с детьми вариативна и подобрана по обще тематическому плану детского сада в соответствии с программой ФГОС ДОУ.
Последовательность коррекционной работы подобрана в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Детям, которые не могут в полном объеме овладеть артикуляционными навыками, оказываю индивидуальную помощь.
При работе над дыханием особое внимание необходимо уделять развитию равномерного выдоха у детей. Для этого я подбираю образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.
Самое важное в нашей работе заключается в сосредоточении работы всех составляющих компонентов правильной речи. Только тогда можно будет сказать, что речь ребенка в будущем будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на своих логоритмических занятиях я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь и слаженность.
Еще один плюс занятий по логоритмике — это то, что они групповые. Такие упражнения по этой методике помогает детям дошкольного возраста научиться работать в детском коллективе и активно с ним также взаимодействовать.
Регулярные занятия логоритмикой способствуют и координируют развитию правильной речи ребенка, формируют у него положительный эмоциональный настрой, такие занятия учат ребенка общаться со сверстниками и многое другое.
Во время занятия воспитанники выполняют ритмические двигательные и звуковые упражнения под музыку, играют в пальчиковые игры, делают дыхательные упражнения, учат стихи и скороговорки, поют, выполняют логопедическую гимнастику.
Тренировки включают:
• маршировку и ходьбу (под определенный ритм);
• упражнения, развивающие дыхание и артикуляцию;
• гимнастику для мышечного тонуса;
• скороговорки;
• упражнения на счет;
• пение;
• игру на детских музыкальных инструментах;
• ритмические движения;
По результатам мониторинга, в результате использования этой методики, к концу учебного года у детей возраста выявилась положительная динамика речевого развития.
При разработке логоритмической деятельности я использую главный принцип достижения эффективности в работе — индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для того, чтобы занятия по логоритмике проходили более успешно, нужно обязательно выполнять педагогические условия: постоянно привлекать внимание детей и пробуждать у них интерес к выполнению упражнений, создавать благоприятную, спокойную психологическую атмосферу.
В моей работе также важно правильно организовывать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку — это залог успешной работы.
Вывод: Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Все окружающее вокруг нас живет по законам ритма.
Поэтому я считаю, что для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется только вперед и поэтому в педагогической деятельности просто необходимо использовать новые развивающие технологии, формы и методы.
Практические материалы для занятий:
«Пугало»
Охраняет пугало все понемножку
(Загибают пальцы)
Ягоды, огурчики,
Репку и картошку.
Рукавами машет,
(Свободно машут руками из стороны в сторону)
Шевелит усами.
(показывают «длинные» усы.)
Ну-ка вы, пернатые,
(грозят пальцем)
Улетайте сами!
(широко взмахивают руками)
А не то, как потянусь,
Движение рукой вправо вверх.
Вас достану сразу.
Движение другой рукой влево вверх
Жалко только, к палке
Жалобная гримаса
Крепко я привязан!
Покачиваясь из стороны в сторону, не отрывая, но от пола
Следующий стишок учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается отдельно. Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз, затем ладошками вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно обе ладошки в кулачки. Когда эти движения будут даваться малышу легко, можно выполнять упражнение по логоритмике «Ладошки».
«Ладошки»
Ладошки вверх!
(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)
Ладошки вниз!
(Переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок!
(Ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
(Зажимаем ладони в кулаки).
«Лады-лады»
Ой, лады, лады, лады!
(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)
Не боимся мы воды!
(Мотаем головой)
Часто умываемся,
(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)
Маме (папе, бабе) улыбаемся!
(Улыбаемся, разводим руки в стороны).
«Машина»
Би-би-би - Гудит машина.
(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук-тук-тук - Мотор стучит.
(Хлопаем в ладоши)
- Едем, едем, едем, едем, Он так громко говорит.
(Ритмично топаем ногами)
Шины трутся о дорогу. Шу-шу-шу - Они шуршат.
(Потираем ладони)
Быстро крутятся колеса. Та-та-та - Вперед спешат.
(Показываем ручками, как крутятся колесики)
«Лужи»
Шлеп-шлеп-шлеп — Иду по лужам.
(Ритмично постукиваем ладонями по ногам)
Хлюп-хлюп-хлюп — Вода в ботинках.
(Притопываем ногами)
Кап-кап-кап Мне зонтик нужен.
(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз)
Оп-оп-оп — Вода по спинке.
(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)
Буль-буль-буль — Упала шапка.
(Приседаем)
Ой-ой-ой, кругом вода.
(Кружимся)
Да-да-да, себя так жалко.
(Киваем головой)
Одевайтесь в дождь всегда!
«Заботливое солнышко»
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
(Ритмично скрещиваем руки над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
(Плавно покачиваем руками вверху)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
(Потираем щеки)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
(Постукиваем пальцем по носу)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
«Каша»
Эта каша для Любаша,
(держат перед собой руки, сложенные ковшиком)
Пар над кашей поднялся.
(тянут руками вверх)
Где же каша?
(пожимают плечами)
Нету! Вся!
(отрицательно качают головой, а потом машут рукой)
«Петух»
Петя, Петенька, петух Весь раскрашен в прах и пух.
(стоят лицом в центре круга, ритмично бьют руками по бокам, как крыльями)
Разноцветный, весь цветной
(идут по кругу друг за другом, заложив руки за спину. Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга.
И кричит как заводной: «Ку-ка-ре-ку!»
(кукарекают)
«Звери»
Зайка скачет по кусточкам,
(скачут на обеих ногах, сделав «ушки» из ладоней)
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
(Прыгают, сложив руки перед грудью)
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
(идут вперевалочку)
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ёжик.
(двигаются полуприсядь, сделав круглые спинки)
«Аквариум»
Улитки ползут, Свои домики везут
(Передвигаются по кругу в полу приседе, сложив руки за спиной)
Рогами шевелят, на рыбок глядят.
(Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо)
Рыбки плывут, Плавничками гребут.
(Передвигая по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед-назад)
Влево, вправо поворот, а теперь наоборот.
(Плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Литература:
1. Картошина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М. : ТЦ Сфера, 2007
2. Воронова А. Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М. : ТЦ Сфера, 2006
3. Емельянов В. «Фонопедический метод развития голоса»
4. Радынова О. П «Музыкальное воспитание детей»
5. Тютюнникова Т. Э. «Детское ансамблевое музицирование», «Программы и технологии» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004
6. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004
7. Л. И. Зайцева «Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников» Санкт-Петербург ДЕТСТВО –П
РЕСС 2013
8. Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева «Новые логопедические распеки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Санкт-Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013