Елена Михелева
Логоритмические занятия в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только малый процент новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. По наблюдению музыкального руководителя за воспитанниками было подмечено, что у более половины детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях. Особенно это наблюдалось у детей с задержкой речевого развития (имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности).Такие дети, опасаясь насмешек сверстников, начинают стесняться своих ошибок, избегают общения с ними. Появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям. Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением звукопроизношения.
Публикация «Логоритмические занятия в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
По моему мнению, методические рекомендации Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп, являются наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач. Предложенная в этих методических пособиях тематическая направленность и организационная вариативность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании, целенаправленно формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у дошкольников с речедвигательными нарушениями средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движения.
Основные требования к построению логоритмической деятельности
Большинство авторов (Е. Кузнецова, А. Е. Воронова, М. Ю. Картушина) придерживается структуры занятия, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Возможно проведение логоритмической деятельности фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия :
• В младшей группе - 15 минут;
• в средней группе - 20 минут;
• в старшей – 25 минут;
• в подготовительной – 30 минут.
Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.
Подготовительная часть. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть. В нее входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале. Обязательно:
наличие зеркала, музыкального центра, набора аудио записей для прослушивания ритмических упражнений;
- наглядность: маски, детские игрушки, иллюстрации;
- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки;
- игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели;
- игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики;
- мячи (латексные Су-Джок, массажные, скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.
Методы и приемы обучения на занятиях по логоритмике
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка.
Наглядно – зрительные (показ) :
тактильно-мышечнаянаглядность;
наглядно-слуховая – при которой осуществляется звуковая регуляция движений (песня, музыка).
Словесные:
Описание, объяснение, пояснение, беседа, словесная инструкция.
Практические:
игровой метод - используется при разучивании новыхупражнений;
соревновательный- используется для совершенствования уже отработанныхупражнений.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Чистоговорки и пальчиковые игры педагог может использовать в других видах деятельности.
Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельности необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, логопеда, методиста. Организатором может выступать музыкальный руководитель или логопед.
Особенности организации и проведения логоритмической деятельности
Цель логоритмических занятий - формирование и развитие творческих способностей и личностного развития каждого обучающегося, коррекция речевой и двигательной сфер.
Достижение цели раскрывается через следующие группы задач: обучающие, развивающие, воспитательные
Задачи:
- создать на занятиях атмосферу праздника, радости, ввести ребенка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой;
- развивать фонематическое восприятие, фонематические функции;
- уточнять артикуляцию при произношении изучаемого звука, способствовать автоматизации поставленных звуков;
- развивать речевое дыхание, речевой слух; общую, мелкую и артикуляционную моторику; интонационную выразительность речи, чувство ритма, музыкального слуха, слухо-двигательной координации;
- развивать неречевые психические процессы;
- воспитывать выразительность движений, переключаемость с одного поля деятельности на другое, умения перевоплощаться, умения согласовывать музыку с движениями.
-
Заключение
В процессе проводимой работы я столкнулась с проблемой недостаточной теоретической подготовки по вопросу логоритмики, методической и дидактической базы. Для решения названной проблемы основной деятельностью стало самообразование педагога.
В целом, работа по данному направлению:
• стимулировала введение в практику логоритмической деятельности авторской методики Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» ;
• способствовала устранению речедвигательных нарушений дошкольников;
• способствовала изменению структуры и содержания музыкально-логоритмической деятельности;
• позволила систематизировать комплексы логоритмических упражнений.
В дальнейшем необходимо осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников.
Данный опыт может быть рекомендован музыкальным руководителям, логопедам и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, особенно на логопедической группе.