Светлана Петровна Арбузова
Урок «Литературная и музыкальная «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина и Н. Д. Римского-Корсакова. Сходство и различия»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная разработка позволит связать три жанра искусства: литературу, музыку и живопись, которые помогут обучающимся понять уникальную сказку А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане. " и раскрыть образы трёх чудес света.
Цель урока :
создание условий для сравнения литературной сказки А. С. Пушкина и оперы
Темочки:
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Музыкальные сказки. Сценарии
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Чтение, детская литература
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Сказка о царе Салтане»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…» на примере симфонической картины «3 чуда».
Задачи урока :
1. показать на примере симфонической картины «Три чуда» связь и взаимное влияние литературы и музыки, проследить, каким образом в музыке раскрывается образ литературного героя;
2. развивать умения сравнивать объекты и явления, высказывать предположения, делать выводы;
3. воспитывать интерес к сказочным произведениям в литературе, музыке, живописи.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) совершенствовать навыки выразительного и выборочного текста;
2) выполнять устное описание героев сказки и музыкальных характеров;
3) различать различные музыкальные характеры, доказывать примерами из текста, что музыка имеет изобразительные возможности.
Метапредметные:
1) целеполагание, планирование, самооценка деятельности;
2) понимание, интерпретация полученной информации;
3) умение слушать и понимать речь других;
4) умение работать в группах;
5) умение высказывать свои мысли в устной форме.
Личностные:
формирование внутренней учебной мотивации, позиции ученика.
Основные понятия: поэма.
Оборудование урока :
1. Учебник «Литературное чтение» 3 класс–М. : изд. «Просвещение», 2019 г.
2. Компьютер и проектор.
3. Портреты А. С. Пушкина и Н. А. Римского-Корсакова.
4. Музыкальный материал : русская народная песня «Во саду ли. В огороде …», «Три чуда» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…» : «Белка», «33 богатыря», «Царевна-Лебедь»; фрагменты Море», «Полёт шмеля», «Город Леденец».
5. Раздаточный материал – карточки – билеты с изображением Белки. 33 богатырей, Царевны – Лебеди, 3 кораблика, карточки для создания синквейна,
Конфеты – леденцы для рефлексии.
Проблема: существует ли взаимосвязь музыки и литературы?
Методы и приё мы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы. Метод дискуссий, метод работы в группах, метод опроса, приём «синквейн», приём постановки проблемных вопросов, применение ИКТ.
Ход урока
1. Организационный момент. Активизация внимания.
Дети входят в класс под песню «Во саду ли, в огороде…» и берут со стола перевёрнутые карточки - билеты с изображением белочки, 33 богатырей и Царевны - Лебеди. Рассаживаются по группам за столы, на которых кораблики с названием команды.
- Предлагаю устроить небольшое соревнование, какая команда будет лучше работать и доберётся до города Леденец из сказки Пушкина, в конце урока получит настоящие леденцы.
2. Актуализация знаний по теме урока.
Слайд 3
- Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах… (Дети повторяют)
Ребята, в какую сказку принёс нас ветер? (В «Сказку о царе Салтане…»)
- Напомните полное название сказки А. С. Пушкина, которую мы изучаем.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне – Лебеди»)
- Каким было д/з? (Уметь ориентироваться в тексте сказки, выразительно читать.)
- Давайте посмотрим небольшой отрывок из этой сказки.
Слайд 4
Инсценировка начала сказки
Автор: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Первая девица: «Кабы я была царица, –
Автор: Говорит одна девица, –
Первая девица: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
Вторая девица: «Кабы я была царица, –
Автор: Говорит ее сестрица,
Вторая девица: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
Третья девица: «Кабы я была царица, –
Автор: Третья молвила сестрица,
Третья девица: Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Автор: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
- Какие средства для декламации отрывка сказки использовали ребята? (Мимику, жесты и голос)
- Ребята, выразительное чтение – это умение понять и показать словом не только чувств и мысли, которые передал автор, но и своё личное понимание характера героев произведения.
Слайд 5
Проблемный вопрос
- А можно ли показать чувства и мысли музыкой? (высказывают мнение)
Показываю 2 портрета: А. С. Пушкина и Н. А. Римского – Корсакова.
- Главный сказочник русской музыки Николай Андреевич Римский – Корсаков был восхищён сказкой Пушкина и решил её рассказать языком музыки. К столетию А. С. Пушкина была создана опера «Сказка о царе Салтане…», в которой сюжет сказки такой же, как и в литературной сказке.
- Как вы думаете, какие ещё есть сходства и различия между литературной и музыкальной сказкой? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сформулируем тему и цели урока.
Слайд 6
3. Формулировка темы, цели урока (Запись на доске)
Тема урока : «Литературная сказка А. Пушкина и опера композитора Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…»»
Задачи:
1. Познакомиться с музыкальной сказкой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…»
2. Найти сходство и отличия между литературной и музыкальной сказкой.
3. Сделать вывод.
4. Открытие новых знаний
- Могли бы ребята сыграть отрывок сказки на сцене? (Да, могли бы.)
- Это была бы сцена из спектакля. А если в спектакле артисты поют под музыку – это уже будет опера.
- Уточним в толковом словаре. (Опера – это музыкально - драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.)
-Итак, «Сказка о царе Салтане.», с которой мы будем работать на уроке, представлена в двух видах искусства.
На доске:
Литература Музыка
«Сказка о царе Салтане…»
Оба вида искусства нам представляют сказку.
Приём «Ассоциации»
- Какие ассоциации у вас возникают к слову СКАЗКА? ( Волшебство: волшебные герои и предметы, чудеса, вымысел, Пушкин, 3 желания и др.)
- Сколько чудес в сказке Пушкина? Назовите их. (Белка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь.)
Слайд 7
Работа в группе
У нас уже готовы 3 группы. У каждой группы своё чудо сказки.
1группа – Белка, 2 группа – 33 богатыря, 3 группа – Царевна - Лебедь.
- Вспомним правила работы в группе. (Главное правило – работаем сообща)
Выберите капитана группы. В ходе нашего путешествия капитан следит за работой команды и заполняет лист самооценки.
Есть в сказке А. Пушкина три чуда, которые удивляют самих героев сказки.
Слайд 8
Характеристика трёх чудес сказки
Каждой группе такое задание:
1. Найти отрывок про чудо в тексте сказки.
2. Составить синквейн.
Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное (что? кто) Оно у вас уже написано.
2 строка – два прилагательных (какой, характеризующих героя.
3 строка – три глагола (что делает, описывающие действия героя.
4 строка – фраза, несущая основной смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
1 чудо - белка
Отрывок:
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом
Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех,
Изумруды вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет.
Синквейн:
1. Белка
2. Ручная, весёлая, ловкая.
3. Живёт, грызёт, кидает.
4. Волшебница.
Белочка делает всех богатыми.
2 чудо – 33 богатыря
Отрывок:
… В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор…
1. Богатыри.
2. Молодые, храбрые.
3. Выходят, охраняют.
4. Витязи, защитники.
Богатыри защищают Родину! 3 чудо – Царевна - Лебедь
отрывок:
… Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво…
1. Царевна – Лебедь
2. Красивая, добрая, мудрая.
3. Плывёт, выступает.
4. Волшебница.
Царевна – лебедь совершает чудеса.
- Ребята, вы отлично поработали.
Вывод: с помощью текста вы создали образ героев литературной сказки, автором которой является А. С. Пушкин. А как называют автора музыкального произведения? (Композитор)
Заполним таблицу. (На доске)
Литература Музыка
Сказка о царе Салтане…»
автор Композитор
Композитор Н. А. Римский - Корсаков с самого детства мечтал увидеть море. Став морским офицером, он даже совершил кругосветное плавание.
Физ. пауза. Возможно, в детстве будущий моряк с удовольствием бы поиграл в «Море волнуется раз…»
Море волнуется – раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
На месте, морская фигура, замри!
- Н. А. Римский – Корсаков видел море и спокойным, ласковым; и бушующим, со стоном и рёвом бросающим огромные волны!
Эти впечатления, конечно, пригодись ему, когда он стал композитором.
Слайд 9
Звучит фрагмент "Море"
- Какое настроение вызывает музыка? (Настроение тревожное, беспокойное, мрачное.)
- Какой отрывок сказки подошёл бы к музыке?
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идёт –
Бочка по морю плывет.
- Эта музыка очень живописно изображает мерное движение волн, плывущую по волнам неуклюжую бочку, блеск звёзд. В музыке мы слышим даже плач царицы и то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растёт царь Гвидон.
- Предположите, как музыка может изобразить три чуда, которые были в сказке? (Музыка Белочки будет лёгкой, быстрой, звонкой. Музыка богатырей - похожа на военный марш. Музыка Царевны - нежной, плавной, негромкой.)
- Давайте прослушаем фрагмент всех трёх чудес из оперы. Задание по группам: 1 группа поднимет руки, когда услышит тему белочки.
2 группа – тему богатырей.
3 группа – тему Царевны-Лебеди.
Слайд 10
Слушание «Трёх чудес света»
- Вы верно выполнили задание, молодцы.
В опере у каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картинка, только написана она не красками, а звуками музыкальных инструментов.
Слайд 10
Давайте ещё раз послушаем музыкальные темы и обсудим характер музыки.
Фонограмма Белка. (Это танец, Белочка танцует, звучит ксилофон, флейта, гобои) Мелодия движется то вверх, то вниз: как будто белочка прыгает.
Фонограмма 33 богатыря. (Это - марш, богатыри – защитники маршируют, звучат барабаны, трубы). Музыка громкая, ведь богатыри огромные, сильные, в тяжёлых доспехах.
Фонограмма Царевна – Лебедь. (Это волшебная, нежная песня, звучат: скрипка, арфа, колокольчики, бубенцы.) Издавна на Руси про красивую поступь девушки говорили: «Идёт, словно лебедь плывёт».
Вывод: музыкальные звуки помогли вам создать образ героев сказки.
Заполним таблицу. (На доске)
Литература Музыка
Сказка о царе Салтане…»
автор Композитор
слово Звук
Создание художественного образа
- Можно ли сказать, что музыка дополняет и помогает в создании художественного образа? (Да, образ становится ярким и живым)
- Музыка помогает почувствовать красоту пушкинской сказки. Музыка ярко и убедительно передаёт настроение и чувства сказочных героев. Сказка сама по себе очень музыкальна, но благодаря музыке Н. А. Римского-Корсакова она стала ещё живописнее, её образы стали ещё ярче и красочнее.
Физ. пауза (выполняют движения)
- Следующий фрагмент из музыкальной сказки стал уникальным для всех слушателей. А вы узнаете этого персонажа?
Слайд 11
Звучит фрагмент из оперы «Полёт шмеля»
5. Закрепление знаний и умений учащихся по изученному материалу
- Ответьте на вопросы:
1. Какого русского композитора называют музыкальным сказочником?
(Музыкальным сказочником называют композитора Н. А. Римского – Корсакова)
2. Назовите сказки, с которыми сегодня работали. (Литературная «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкина и музыкальная сказка – опера «Сказка о царе Салтане.»)
3. Как влияет музыка на литературу? (Музыка оживляет литературных героев)
4. Как влияет литература на музыку? (Композитор создаёт музыкальное произведение)
Слайд 12- 16
Третий вид искусства – живопись
- Многие художники брались за иллюстрацию «Сказки о царе Салтане …» В 1905 году иллюстрации сделал театральный художник Иван Билибин. Все иллюстрации находятся в музее «Третьяковская галерея».
А вот знаменитая репродукция картины И. Я. Врубеля «Царевна – Лебедь». После оглушительной премьеры оперы «Сказка о царе Салтане…» стали издавать открытки с изображением актрисы Н. И. Забела, которая сыграла роль царевны. Так опера подтолкнула художника к созданию картины.
Слайд 17
6. Домашнее задание.
- А какой герой темы «Три чуда» понравился вам? Нарисуйте его и устно дайте характеристику.
7. Итог урока
Слайд 18
Сделайте вывод (На доске)
Литература Музыка Живопись
Сказка о царе Салтане…»
автор Композитор Художник
слово Звук Краска
Создание художественного образа
(Литература, музыка и живопись дополняют друг друга, делают художественные образы ярче и интереснее.)
Музыка Н. Д. Римского – Корсакова и картины художников помогают почувствовать красоту пушкинских строк.
8. Рефлексия
Слайд 19
Звучит музыка – вступление к опере «Город Леденец»
- Как звучит музыка? (Торжественно, празднично)
- Действительно, праздничный перезвон колоколов, залпы пушек, оживление толпы. Это сказочный город Леденец, в котором мы сегодня познакомились с «Тремя чудесами» музыкальной сказки Н. Д. Римского – Корсакова.
В конце урока я прошу вас поделиться своими впечатлениями и продолжить моё предложение:
1. На уроке я узнал, что….
2. На уроке меня удивило то, что …
3. Больше всего мне запомнилось…
4. Я никогда не забуду, что…
Оценивание групп. Получение леденцов.
Ссылка для скачивания фрагментов оперы:
rimskiy-korsakov_nikolay_andreevich_club13333245___polet_shmelya_iz_opery_skazka_o_tsare_saltane.mp3
Приложение 1
1. Оргмомент
Билеты для путешествия в сказку.
2. Кораблик на каждом столе.
3. Синквейн
Синквейн
1. БЕЛКА
2. (какая,, ….
3. (что делает), , …
4. Предложение: ___
5. Слово – ассоциация. ___
Синквейн
1. 33 БОГАТЫРЯ
2. (какие,, ….
3. (что делают), , …
4. Предложение: ___
5. Слово – ассоциация. ___
Синквейн
1. Царевна - Лебедь
2. (какая,, ….
3. (что делает), , …
4. Предложение: ___
5. Слово – ассоциация. ___
3. Запись на доске выполнена по ходу урока.
Литература Музыка
Сказка о царе Салтане…»
автор Композитор
слово Звук
Создание художественного образа
4. Лист самооценки заполняется капитаном команды.
№ Вопросы, задания Правильный ответ Получено баллов
1
Отрывок, синквейн
2 балла
2 Предположение «Какой будет музыка для чуда сказки?» 1 балла
3 Анализ музыки. 2 балла
4 Дополнительный балл: какая команда была самой дружной и активной. 1 балл
Всего:
5. Конфеты – леденцы (настоящие)