Получи документы

Урок «Литературная и музыкальная «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина и Н. Д. Римского-Корсакова. Сходство и различия»

Светлана Петровна Арбузова
Урок «Литературная и музыкальная «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина и Н. Д. Римского-Корсакова. Сходство и различия»
▼ Скачать + Заказать документы

Данная разработка позволит связать три жанра искусства: литературу, музыку и живопись, которые помогут обучающимся понять уникальную сказку А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане. " и раскрыть образы трёх чудес света.

Цель урока :

создание условий для сравнения литературной сказки А. С. Пушкина и оперы

Темочки:

Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…» на примере симфонической картины «3 чуда».

Задачи урока :

1. показать на примере симфонической картины «Три чуда» связь и взаимное влияние литературы и музыки, проследить, каким образом в музыке раскрывается образ литературного героя;

2. развивать умения сравнивать объекты и явления, высказывать предположения, делать выводы;

3. воспитывать интерес к сказочным произведениям в литературе, музыке, живописи.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) совершенствовать навыки выразительного и выборочного текста;

2) выполнять устное описание героев сказки и музыкальных характеров;

3) различать различные музыкальные характеры, доказывать примерами из текста, что музыка имеет изобразительные возможности.

Метапредметные:

1) целеполагание, планирование, самооценка деятельности;

2) понимание, интерпретация полученной информации;

3) умение слушать и понимать речь других;

4) умение работать в группах;

5) умение высказывать свои мысли в устной форме.

Личностные:

формирование внутренней учебной мотивации, позиции ученика.

Основные понятия: поэма.

Оборудование урока :

1. Учебник «Литературное чтение» 3 класс–М. : изд. «Просвещение», 2019 г.

2. Компьютер и проектор.

3. Портреты А. С. Пушкина и Н. А. Римского-Корсакова.

4. Музыкальный материал : русская народная песня «Во саду ли. В огороде …», «Три чуда» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…» : «Белка», «33 богатыря», «Царевна-Лебедь»; фрагменты Море», «Полёт шмеля», «Город Леденец».

5. Раздаточный материал – карточки – билеты с изображением Белки. 33 богатырей, Царевны – Лебеди, 3 кораблика, карточки для создания синквейна,

Конфеты – леденцы для рефлексии.

Проблема: существует ли взаимосвязь музыки и литературы?

Методы и приё мы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы. Метод дискуссий, метод работы в группах, метод опроса, приём «синквейн», приём постановки проблемных вопросов, применение ИКТ.

Ход урока

1. Организационный момент. Активизация внимания.

Дети входят в класс под песню «Во саду ли, в огороде…» и берут со стола перевёрнутые карточки - билеты с изображением белочки, 33 богатырей и Царевны - Лебеди. Рассаживаются по группам за столы, на которых кораблики с названием команды.

- Предлагаю устроить небольшое соревнование, какая команда будет лучше работать и доберётся до города Леденец из сказки Пушкина, в конце урока получит настоящие леденцы.

2. Актуализация знаний по теме урока.

Слайд 3

- Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах… (Дети повторяют)

Ребята, в какую сказку принёс нас ветер? (В «Сказку о царе Салтане…»)

- Напомните полное название сказки А. С. Пушкина, которую мы изучаем.

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне – Лебеди»)

- Каким было д/з? (Уметь ориентироваться в тексте сказки, выразительно читать.)

- Давайте посмотрим небольшой отрывок из этой сказки.

Слайд 4

Инсценировка начала сказки

Автор: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Первая девица: «Кабы я была царица, –

Автор: Говорит одна девица, –

Первая девица: То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

Вторая девица: «Кабы я была царица, –

Автор: Говорит ее сестрица,

Вторая девица: То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

Третья девица: «Кабы я была царица, –

Автор: Третья молвила сестрица,

Третья девица: Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Автор: Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

- Какие средства для декламации отрывка сказки использовали ребята? (Мимику, жесты и голос)

- Ребята, выразительное чтение – это умение понять и показать словом не только чувств и мысли, которые передал автор, но и своё личное понимание характера героев произведения.

Слайд 5

Проблемный вопрос

- А можно ли показать чувства и мысли музыкой? (высказывают мнение)

Показываю 2 портрета: А. С. Пушкина и Н. А. Римского – Корсакова.

- Главный сказочник русской музыки Николай Андреевич Римский – Корсаков был восхищён сказкой Пушкина и решил её рассказать языком музыки. К столетию А. С. Пушкина была создана опера «Сказка о царе Салтане…», в которой сюжет сказки такой же, как и в литературной сказке.

- Как вы думаете, какие ещё есть сходства и различия между литературной и музыкальной сказкой? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сформулируем тему и цели урока.

Слайд 6

3. Формулировка темы, цели урока (Запись на доске)

Тема урока : «Литературная сказка А. Пушкина и опера композитора Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…»»

Задачи:

1. Познакомиться с музыкальной сказкой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…»

2. Найти сходство и отличия между литературной и музыкальной сказкой.

3. Сделать вывод.

4. Открытие новых знаний

- Могли бы ребята сыграть отрывок сказки на сцене? (Да, могли бы.)

- Это была бы сцена из спектакля. А если в спектакле артисты поют под музыку – это уже будет опера.

- Уточним в толковом словаре. (Опера – это музыкально - драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.)

-Итак, «Сказка о царе Салтане, с которой мы будем работать на уроке, представлена в двух видах искусства.

На доске:

Литература Музыка

«Сказка о царе Салтане…»

Оба вида искусства нам представляют сказку.

Приём «Ассоциации»

- Какие ассоциации у вас возникают к слову СКАЗКА? ( Волшебство: волшебные герои и предметы, чудеса, вымысел, Пушкин, 3 желания и др.)

- Сколько чудес в сказке Пушкина? Назовите их. (Белка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь.)

Слайд 7

Работа в группе

У нас уже готовы 3 группы. У каждой группы своё чудо сказки.

1группа – Белка, 2 группа – 33 богатыря, 3 группа – Царевна - Лебедь.

- Вспомним правила работы в группе. (Главное правило – работаем сообща)

Выберите капитана группы. В ходе нашего путешествия капитан следит за работой команды и заполняет лист самооценки.

Есть в сказке А. Пушкина три чуда, которые удивляют самих героев сказки.

Слайд 8

Характеристика трёх чудес сказки

Каждой группе такое задание:

1. Найти отрывок про чудо в тексте сказки.

2. Составить синквейн.

Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное (что? кто) Оно у вас уже написано.

2 строка – два прилагательных (какой, характеризующих героя.

3 строка – три глагола (что делает, описывающие действия героя.

4 строка – фраза, несущая основной смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

1 чудо - белка

Отрывок:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом

Есть там белка, что при всех

Золотой грызет орех,

Изумруды вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладет

И с присвисточкой поет.

Синквейн:

1. Белка

2. Ручная, весёлая, ловкая.

3. Живёт, грызёт, кидает.

4. Волшебница.

Белочка делает всех богатыми.

2 чудо – 33 богатыря

Отрывок:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя

Тридцать три богатыря

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор…

1. Богатыри.

2. Молодые, храбрые.

3. Выходят, охраняют.

4. Витязи, защитники.

Богатыри защищают Родину! 3 чудо – Царевна - Лебедь

отрывок:

Вот идет молва правдива:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо,

Это диво, так уж диво…

1. Царевна – Лебедь

2. Красивая, добрая, мудрая.

3. Плывёт, выступает.

4. Волшебница.

Царевна – лебедь совершает чудеса.

- Ребята, вы отлично поработали.

Вывод: с помощью текста вы создали образ героев литературной сказки, автором которой является А. С. Пушкин. А как называют автора музыкального произведения? (Композитор)

Заполним таблицу. (На доске)

Литература Музыка

Сказка о царе Салтане…»

автор Композитор

Композитор Н. А. Римский - Корсаков с самого детства мечтал увидеть море. Став морским офицером, он даже совершил кругосветное плавание.

Физ. пауза. Возможно, в детстве будущий моряк с удовольствием бы поиграл в «Море волнуется раз…»

Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

На месте, морская фигура, замри!

- Н. А. Римский – Корсаков видел море и спокойным, ласковым; и бушующим, со стоном и рёвом бросающим огромные волны!

Эти впечатления, конечно, пригодись ему, когда он стал композитором.

Слайд 9

Звучит фрагмент "Море"

- Какое настроение вызывает музыка? (Настроение тревожное, беспокойное, мрачное.)

- Какой отрывок сказки подошёл бы к музыке?

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут,

Туча по небу идёт –

Бочка по морю плывет.

- Эта музыка очень живописно изображает мерное движение волн, плывущую по волнам неуклюжую бочку, блеск звёзд. В музыке мы слышим даже плач царицы и то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растёт царь Гвидон.

- Предположите, как музыка может изобразить три чуда, которые были в сказке? (Музыка Белочки будет лёгкой, быстрой, звонкой. Музыка богатырей - похожа на военный марш. Музыка Царевны - нежной, плавной, негромкой.)

- Давайте прослушаем фрагмент всех трёх чудес из оперы. Задание по группам: 1 группа поднимет руки, когда услышит тему белочки.

2 группа – тему богатырей.

3 группа – тему Царевны-Лебеди.

Слайд 10

Слушание «Трёх чудес света»

- Вы верно выполнили задание, молодцы.

В опере у каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картинка, только написана она не красками, а звуками музыкальных инструментов.

Слайд 10

Давайте ещё раз послушаем музыкальные темы и обсудим характер музыки.

Фонограмма Белка. (Это танец, Белочка танцует, звучит ксилофон, флейта, гобои) Мелодия движется то вверх, то вниз: как будто белочка прыгает.

Фонограмма 33 богатыря. (Это - марш, богатыри – защитники маршируют, звучат барабаны, трубы). Музыка громкая, ведь богатыри огромные, сильные, в тяжёлых доспехах.

Фонограмма Царевна – Лебедь. (Это волшебная, нежная песня, звучат: скрипка, арфа, колокольчики, бубенцы.) Издавна на Руси про красивую поступь девушки говорили: «Идёт, словно лебедь плывёт».

Вывод: музыкальные звуки помогли вам создать образ героев сказки.

Заполним таблицу. (На доске)

Литература Музыка

Сказка о царе Салтане…»

автор Композитор

слово Звук

Создание художественного образа

- Можно ли сказать, что музыка дополняет и помогает в создании художественного образа? (Да, образ становится ярким и живым)

- Музыка помогает почувствовать красоту пушкинской сказки. Музыка ярко и убедительно передаёт настроение и чувства сказочных героев. Сказка сама по себе очень музыкальна, но благодаря музыке Н. А. Римского-Корсакова она стала ещё живописнее, её образы стали ещё ярче и красочнее.

Физ. пауза (выполняют движения)

- Следующий фрагмент из музыкальной сказки стал уникальным для всех слушателей. А вы узнаете этого персонажа?

Слайд 11

Звучит фрагмент из оперы «Полёт шмеля»

5. Закрепление знаний и умений учащихся по изученному материалу

- Ответьте на вопросы:

1. Какого русского композитора называют музыкальным сказочником?

(Музыкальным сказочником называют композитора Н. А. Римского – Корсакова)

2. Назовите сказки, с которыми сегодня работали. (Литературная «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкина и музыкальная сказка – опера «Сказка о царе Салтане)

3. Как влияет музыка на литературу? (Музыка оживляет литературных героев)

4. Как влияет литература на музыку? (Композитор создаёт музыкальное произведение)

Слайд 12- 16

Третий вид искусства – живопись

- Многие художники брались за иллюстрацию «Сказки о царе Салтане …» В 1905 году иллюстрации сделал театральный художник Иван Билибин. Все иллюстрации находятся в музее «Третьяковская галерея».

А вот знаменитая репродукция картины И. Я. Врубеля «Царевна – Лебедь». После оглушительной премьеры оперы «Сказка о царе Салтане…» стали издавать открытки с изображением актрисы Н. И. Забела, которая сыграла роль царевны. Так опера подтолкнула художника к созданию картины.

Слайд 17

6. Домашнее задание.

- А какой герой темы «Три чуда» понравился вам? Нарисуйте его и устно дайте характеристику.

7. Итог урока

Слайд 18

Сделайте вывод (На доске)

Литература Музыка Живопись

Сказка о царе Салтане…»

автор Композитор Художник

слово Звук Краска

Создание художественного образа

(Литература, музыка и живопись дополняют друг друга, делают художественные образы ярче и интереснее.)

Музыка Н. Д. Римского – Корсакова и картины художников помогают почувствовать красоту пушкинских строк.

8. Рефлексия

Слайд 19

Звучит музыка – вступление к опере «Город Леденец»

- Как звучит музыка? (Торжественно, празднично)

- Действительно, праздничный перезвон колоколов, залпы пушек, оживление толпы. Это сказочный город Леденец, в котором мы сегодня познакомились с «Тремя чудесами» музыкальной сказки Н. Д. Римского – Корсакова.

В конце урока я прошу вас поделиться своими впечатлениями и продолжить моё предложение:

1. На уроке я узнал, что….

2. На уроке меня удивило то, что …

3. Больше всего мне запомнилось…

4. Я никогда не забуду, что…

Оценивание групп. Получение леденцов.

Ссылка для скачивания фрагментов оперы:

rimskiy-korsakov_nikolay_andreevich_club13333245___polet_shmelya_iz_opery_skazka_o_tsare_saltane.mp3

Приложение 1

1. Оргмомент

Билеты для путешествия в сказку.

2. Кораблик на каждом столе.

3. Синквейн

Синквейн

1. БЕЛКА

2. (какая,, ….

3. (что делает), , …

4. Предложение: ___

5. Слово – ассоциация. ___

Синквейн

1. 33 БОГАТЫРЯ

2. (какие,, ….

3. (что делают), , …

4. Предложение: ___

5. Слово – ассоциация. ___

Синквейн

1. Царевна - Лебедь

2. (какая,, ….

3. (что делает), , …

4. Предложение: ___

5. Слово – ассоциация. ___

3. Запись на доске выполнена по ходу урока.

Литература Музыка

Сказка о царе Салтане…»

автор Композитор

слово Звук

Создание художественного образа

4. Лист самооценки заполняется капитаном команды.

№ Вопросы, задания Правильный ответ Получено баллов

1

Отрывок, синквейн

2 балла

2 Предположение «Какой будет музыка для чуда сказки 1 балла

3 Анализ музыки. 2 балла

4 Дополнительный балл: какая команда была самой дружной и активной. 1 балл

Всего:

5. Конфеты – леденцы (настоящие)

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по музыке для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова» с презентацией Конспект открытого урока для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова». Цели: познакомить учащихся с образами пушкинских.

Детский мастер-класс по объёмной аппликации «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»Детский мастер-класс по объёмной аппликации «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» В преддверии дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, в нашем саду прошли тематические беседы о поэте, чтение.

Дом-музей Римского-КорсаковаДом-музей Римского-Корсакова Итак продолжим небольшую экскурсию по Тихвину. Как я уже написала ранее. напротив мужского монастыря. на берегу Тихвинки сохранился дом.

Конспект музыкального занятия по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и сказке А. С. Пушкина для старшей группы Ход занятия:Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня день гибели великого поэта А. С. Пушкина. Давайте вспомним на нашем музыкальном занятии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок «Литературная и музыкальная «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина и Н. Д. Римского-Корсакова. Сходство и различия»
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 11:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок «Литературная и музыкальная «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина и Н. Д. Римского-Корсакова. Сходство и различия»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Петровна Арбузова (УИ 3043622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД