Ольга Татаровская
Литературная гостиная как эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей в вопросах речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Одним из важных направлений работы педагогов является передача родителям педагогических знаний, в частности конкретных рекомендаций по развитию речи дошкольников. Вместе с тем и педагогам необходимо постоянно актуализировать свои знания в области развития речи.
Темочки:
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Ключевые слова: литературная гостиная, человек читающий, книга для моего ребенка, речевая развивающая среда.
Речь ребенка обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни, но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи. В условиях организации среды стала популярной точка зрения, что для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг дошкольников благоприятную развивающую речевую среду. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания и развития детей, особенно речевого развития. Передача родителям педагогических знаний, в частности конкретных рекомендаций по развитию речи дошкольников является одним из важных направлений работы педагогов ДОО. Вместе с тем и педагогам необходимо постоянно работать над собственной речью и актуализировать свои знания в области развития речи воспитанников. Речевое общение - важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности, оно является одним из основных средств воспитания и развития дошкольников. Оно осуществляется в профессионально значимых формах взаимодействия с воспитанниками. Общение воспитателя и ребенка обусловлено их социальными ролями: педагог воспитывает, учит; ребенок учится, воспитывается, развивается.
Важнейшим компонентом педагогического мастерства является культура речи. Анализ педагогической деятельности показывает: на занятиях, не сопровождающихся яркой и образной речью педагога, не могут быть плодотворно решены образовательные задачи. Педагог должен иметь правильно выбирать языковые средства, логично излагать свои мысли, уметь ориентировать речь на собеседника, а также предвидеть результаты воздействия словом. Немалую роль в вербальном общении играют уровень его культуры и эрудиция. Я. А. Коменский считал, что педагог должен владеть словом в такой степени, которая обеспечивает полное понимание со стороны учеников; что язык преподавателя должен быть точным и ясным, выразительным и привлекательным для обучаемых. Мы согласны с утверждением, что культура речи служит важнейшим показателем духовного богатства педагога, его культуры мышления и является эффективным средством формирования и воспитания личности ребенка.
«Культура речи педагога – это умение выбрать стилистически верный способ подачи учебного материала, выразительно и доходчиво излагать свои мысли» [1]. В связи с этим педагог должен владеть нормами устной и письменной речи, т. е. правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают речь как правильную или неправильную, а употребление выражений – как допустимое или недопустимое. Например, правильно говорить «последний» (в очереди) и неправильно – «крайний»; правильно говорить «класть» и неправильно – «ложить» [2]. Речь педагога должна быть грамотной, литературной. Следует, прежде всего, разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
Проведение таких творческих мероприятий, как литературная гостиная, с участием родителей воспитанников позволяет обратить внимание последних на проблему речевого развития детей, а педагогам поупражняться в речевой культуре.
«Читать модно, современно, престижно!»
«Ты читаешь – ты лучший!»
«Человек читающий – человек успешный!»
«Читающая молодежь – надежда новой России!»
«В компьютере новости – в книге жизнь!»
«Лекарство от глупости уже существует… Читайте книги!»
«Чтение праздник души. Устрой себе праздник – читай!»
«Как ни крути, в образование без книг – нет пути!»
«Читать – это стильно, читать – это модно!»
«Время читать!»
Наша встреча в литературной гостиной была совершенно нетрадиционной. Она и началась нетрадиционно – с флешмоба, который подготовили и провели дети подготовительной группы. Наши воспитанники сказали самое главное: – «Время читать!»
Проведение Литературной гостиной было запланировано в рамках реализации мероприятий, посвященных году литературы. В детском саду был объявлен конкурс «Книга для моего ребенка».
Поскольку у многих родителей и даже педагогов возникают определенные трудности с восприятием и трансляцией детям детских художественных произведений, так как родителям и, возможно, некоторым педагогам, в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма, кажется «невероятно устаревшим» весь спектр проблем, поставленных детской литературой. Мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс – создание своего собственного произведения. Может быть, слово «произведение» звучит слишком важно для уровня наших книжек, созданных мамами, бабушками, воспитателями вместе с детьми, тем не менее, мы попытались и у нас - получилось.
Цель конкурса - развитие творческой активности. Всем взрослым: родителям воспитанников, педагогам было предложено записать историю, сказку, собственного сочинения и вместе с детьми сделать иллюстрации. Готовое «произведение» необходимо было представить на литературной гостиной. Из числа педагогов были выбраны члены жюри, разработаны критерии оценки: структура художественного текста (завязка, развитие действия, кульминация, развязка, послесловие (эпилог); оригинальность сюжета; наличие ярких, близких ребенку, запоминающихся персонажей, через действия которых идет развитие сюжета, реализуется замысел произведения. Также можно было отразить субъективную оценку: «история понравилась, с удовольствием прочту своему ребенку или ничего необычного».
Сама форма встречи в виде литературной гостиной заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации. Литературная гостиная – это та форма, которая располагает к задушевному общению по выбранным литературным темам.
Цели литературной гостиной :
информационно - предметная (расширение литературного образования, предусмотренного программой, если это мероприятие касается детей или родителей; обогащение опыта педагога работы с литературными источниками; самообразование и др.);
деятельно – коммуникативная (формирование эстетических и психологических механизмов общения с коллегами, с творческими людьми);
ценностно-ориентационная (обогащение литературного или творческого потенциала педагога, формирование позитивного отношения творческим возможностям).
В самом начале встречи была представлена презентация «Что такое литературная гостиная». Мы попытались понять исконное значение термина «литературная гостиная», но оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности педагогов и родителей. Всем присутствующим было предложено, вопреки известным всем правам читателя, сформулированным французским писателем и педагогом Пеннаком : «Вы имеете право «не дочитывать», я не обижусь», дочитывать, а если авторам повезет, но и перечитывать.
Чтобы наша встреча не превратилась в скучное чтение, мы решили наполнить ее интересными моментами. «Развитие человека – это движение от знания слова к умению владеть словом» [3]. И этому, безусловно, способствуют уроки русского языка и литературы. Присутствующим были предложены игры, упражнения для тренировки дикции и коммуникативных навыков. Первое, это, конечно, скороговорки! Каждый участник вытягивал из числа предложенных одну карточку с написанной на ней скороговоркой и пытался прочитать ее в быстром темпе. Затем участники тренировались в непосредственном чтении, поскольку им предстояло читать авторские «произведения» и сделать это надо было очень корректно, эмоционально – словом так, чтобы каждое произведение было по достоинству оценено! Для тренировки техники выразительного чтения была предложена игра «Читаем по правилам!». За основу взяли книгу стихов С. Я. Маршака. Каждый участник должен был прочитать отрывок стихотворения в соответствии с полученным заданием, например: читать так, как будто ты торопишься, или читать так, словно у тебя нет настроения или, наоборот, ты взволнован и испытываешь радость от чтения.
Использование таких игр- упражнений помогает создать свободную, эмоционально положительную атмосферу, позволяет педагогам и родителям преодолеть скованность и стеснение.
После веселых тренировок перешли к непосредственному чтению предложенных на конкурс произведений. Необходимо было прочесть и обсудить все представленные книжки. В конкурсе приняли участие всего шесть человек. Все произведения: «История про Бобку»; «Забавная история про подарки от Деда Мороза (или как родителям удивить своего ребенка в новогодние праздники); «Сказка про веселого грузовичка»; «История о радуге для Элизы» и другие очень понравились участникам литературной гостиной.
Все участники конкурса были отмечены грамотами и призами. Считаем, что данная форма работы несет в себе совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагогов. Участвуя в конкурсе, любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательной деятельности, традициями в ДОО а, видя публичное признание своей работы, может испытывать ситуацию успеха, и таким образом в дальнейшем с большим желанием включаться в происходящие в детском саду события. Все это позволяет эффективно решать задачи по взаимодействию ДОО с родителями воспитанников.
Литература
1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников : ТЦ Сфера:, 2012. – 272с.
2. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника : ТЦ Сфера Серия: Развиваем речь : 2008. – 128с.
Интернет-источники:
Григорьева Т. П. Литературная гостиная, или Творческий полет/ lira.dolgorukovo.net›view_article.php