Светлана Сидорова
Лепка из глины как один из способов развития художественных способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Лепка из глины как один из способов развития художественных способностей у детей дошкольного возраста»
Лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций. Глину можно найти повсюду : на берегу реки, в овраге, при дороге, стоит лишь копнуть поглубже. Или купить в магазине для творчества, Там ее продают уже в подготовленном виде (порошка или упакованных брикетах).
Публикация «Лепка из глины как один из способов развития художественных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Грубый кусок глины не привлекает взгляд, но под ловкими руками из этого материала рождаются нарядные глиняные игрушки. Лепка из глины всегда вызывает у детей повышенный интерес.
Обычно считается, что глина — это материал для декоративно-прикладного творчества и из нее нужно делать поделки, сувениры и украшения.
Прежде чем слепить свой первый шедевр, нужно подобрать материал. Глина встречается следующих цветов: желтого, красного, белого, голубого (готовая в брикетах и порошковая)
Виды лепки :
По содержанию: предметная, сюжетная, декоративная. По характеру: реалистичная, стилизованная, абстрактная. По форме: круглая, рельефная.
Особенности пластического творчества.
Пластическое творчество – не только увлекательное, но и полезное занятие для дошкольников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Малыши приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает у них наблюдательность. В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими руками со всех сторон.
Лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Лепка больших форм мало практикуется в детском саду, тогда как благодаря такому виду можно развивать многие изобразительные умения в пластике
Объемная лепка.
Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ) – наиболее простой способ, когда пластический образ составляется из частей, которые заранее выполняются ребенком. Сначала лепят крупные части, затем более мелкие и в последнюю очередь самые мелкие детали. Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными.
Лепка предмета пластическим способом (скульптурным) – из целого куска. Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объекта лепки. Это более сложный способ. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Создание образа начинается с первоначального придания материалу общего силуэта, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части сформировавшегося объема. Дошкольник моделирует форму разнообразными движениями: оттягивает и загибает, скручивает и сминает, придавливает и прищипывает. Каждое свое движение он постоянно проверяет на точность, сравнивает получающиеся формы с воображаемым образом или реальным объектом.
Комбинированный способ объединяет конструктивный и пластический способы, позволяет разнообразить технически пластические образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали – конструктивным. Это, с одной стороны, облегчает задачу, с другой – позволяет ребенку достичь выразительности образа.
Кольцевой способ заключается в выполнении тонких валиков, которые объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами. Как правило, этим способом выполняется различной формы посуда.
Рельефная лепка. Поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным). Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру, так как он всегда располагается на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает пространственно с основой, а выходит за ее пределы. В зависимости от степени несовпадения с плоскостью различают следующие виды рельефа:
барельеф – изображение выступает менее чем на половину своего объема;
горельеф – изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;
контррельеф – изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее.
Приемы лепки :
сминание (обучение с раннего возраста);
отщипывание (обучение с раннего возраста);
прижимание (обучение с раннего возраста);
раскатывание (обучение с раннего возраста);
соединение (обучение с раннего возраста);
скатывание (обучение с раннего возраста);
вытягивание (обучение с младшей группы);
расплющивание (обучение с раннего возраста);
сглаживание (обучение со средней группы);
примазывание (обучение со средней группы).
Инструкция для приготовления глины.
Готовый сухой порошок глины следует залить холодной водой (если залить кипятком тогда из глины вымываются жировые вещества и теряет вяжущие свойства, а после высыхания будет рассыпаться, вода должна закрывать глину на 2 см. через 3-4 часа лишнею воду можно слить. Далее глину оставить на 8-12 часов. После чего следует хорошо ее помешать ее руками или деревянной толкушкой. Если глина получилась жидкой можно добавить немного сухой глины (порошка) постоянно размешивая, до получения нужной консистенции. Готовая глина напоминает тесто которое не должно липнуть к рукам. В процессе лепки если глина начинает подсыхать и трескаться можно намочить пальчик и загладить трещинки. Если после лепки у Вас осталась глина и вы хотите ее сохранить до следующего занятия, нужно скатать ее в шарообразные комочки примерно 5-8 см. завернуть в мокрую плотную тряпку и убрать полиэтиленовый пакет. Хранить в темном месте.
Готовые изделия нельзя оставлять сохнуть на фанерных дощечках: фанера расслоится, расклеится. Изделия из глины сушат на кусочках по размеру тоненькой бумаги на воздухе, не следует мокрые изделия ставить в духовку, так как высыхая слишком быстро и не равномерно, глина трескается и разваливается на куски. Степень высыхания изделия вы увидите по цвету изделие станет на два тона светлее и легче.