Малекина Надежда
«Ладонь отличника» или тактильно-кинестетическая стимуляция как эффективное средство в системе логопедической работы
▼ Скачать +Заказ
Аннотация. В статье представлен опыт нетрадиционного подхода в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Стимулятором развития речи и мелкой моторики является аппликатор (ипликатор) Кузнецова (шуточно названный «Ладонь отличника», с помощью которого усиливаются обменные и восстановительные процессы, улучшается кровообращение. Благодаря занятиям со стимулятором, речь детей активизируется, обогащается словарный запас, повышается работоспособность, снижается утомляемость, активизируется мыслительные и психические процессы.
Публикация «„Ладонь отличника“ или тактильно-кинестетическая стимуляция как эффективное средство в системе логопедической работы» размещена в разделах
Ключевые слова: мелкая моторика, аппликатор (ипликатор) Кузнецова, нервные импульсы, кровообращение, головной мозг, стимуляция, речевое развитие.
Сфера применения: коррекционная логопедическая работа в общеобразовательной школе с обучающимися, имеющими речевые нарушениями.
Целевая группа, на которую направлена практика: обучающиеся с несформированной звуковой и смысловой стороной речи, выражающейся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов, связной речи и нарушением двигательной координации, имеющие статус ОВЗ.
Проблема. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной и мышечной систем. Почему развитие мелкой моторики так важно? В головном мозге человека очень близко друг к другу расположены центры, отвечающие за речь и за движения пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы одновременно стимулируем развитие речевых центров головного мозга и общее развитие интеллекта ребенка.
Цель. Стимуляция развития мелкой моторики, развитие речи, формирование положительной мотивации на занятиях.
При проведении логопедических занятий я сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.
Существует множество способов развития мелкой моторики: раскрашивание, рисование, лепка, собирание мозаик, вырезание, застегивание-расстегивание, шнуровка и т. д. Очень хорошим стимулятором развития мелкой моторики, который я использую на своих занятиях, оказалась «Ладонь отличника» (см. Рис 1, изготовленная из деталей аппликатора (ипликатора) Кузнецова. При использовании данного стимулятора, с помощью большого количества иголочек, создается мощный поток нервных импульсов, поступающих в головной мозг. «Ладонь отличника» представляет собой нарисованную и вырезанную из картона ладонь ребенка, к которой приклеены пластмассовые пластины с шипами (колючки). Рефлекторно-механическое воздействие аппликатора заключается в поверхностном множественном иглоукалывании определенных зон (биологически активных точек, микромассаже кожи и подкожных тканей с активизацией соответствующих отделов центральной нервной системы. Стимулируемые участки кожи, через рецепторы и нервные волокна, связаны с соответствующими внутренними органами, что улучшает процессы кровоснабжения, усиливаются обменные и восстановительные процессы, осуществляется естественное оздоровление организма.
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев, упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
— формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
— развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
— развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
— развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Занятия по предлагаемой методике я провожу в игровой форме. Дети совершают легкое постукивание по «Ладони отличника», с медленным проговариванием звуков, слогов, слов, предложений. Активизируется речь, а значит, расширяется словарный запас. Гораздо больший эффект дают занятия именно со стихотворным сопровождением. Такой способ помогает ребенку быстрее запоминать материал, и, с помощью упражнений, развивает условный рефлекс.
Причем, такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера. Например, то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.
Примерные упражнения:
Самомассаж ладоней и пальцев рук. Ребенок касается массажера и проговаривает разные стихотворения.
Автоматизация звуков. Для детей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво, и они быстро утомляются. На этапе автоматизации звуков, чтобы разнообразить работу, предлагаю упражнения:
1. «Скажи четко» - ребенок ведет указательным пальцем по «Ладони отличника», встречающаяся на пути «колючка» сигнализирует ребенку, о том, что нужно сделать остановку, нажать на нее и произнести автоматизируемый звук.
2. «Пианино» - при произнесении автоматизируемого звука, логопед просит ребенка ставить пальцы на иголочки нарисованной ладони. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки. Кисти рук располагаются как при игре на фортепиано - они округлены и свободны. Первый звук каждого слова (фразы) сопровождается нажатием пальцев руки на колючку.
3. «Печатная машинка» - «печатаем» одним, двумя или несколькими пальцами, проговаривая вслух слоги и слова по слогам.
Примерный речевой материал:
Вспомним мы слова на Л:
Лампа, лес, лопата,
Палка, белка, галка,
Булка и скакалка.
Повторяем мы звук Р:
Забор, помидор, светофор,
Повар, абажур, топор,
Руки, рыба, робот, рана,
Мама драит шваброй раму.
А давайте пошипим:
Шапка, шина, шум, кувшин,
Мушка, кошка, мышка,
Шуба, вишня, вышка
Ударение, слоги.
1. «Ежик» - на каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.
2. «Посчитай» - ребенок нажимает на иголочки столько раз, сколько слогов (звуков) в слове.
3. «Доскажи» - (работа в паре). Первый ребёнок “печатает” на стимуляторе первый слог, произнося его вслух, а второй "домысливает" и печатает второй слог (слова даём двусложные).
Данное пособие я изготовила более 15 лет назад, и оно до сих пор актуально. Использование на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков дополнительной тактильно-кинестетической стимуляции с помощью аппликатора Кузнецова значительно повышает эффективность логопедической коррекции.
В ходе регулярной логопедической работы, с применением «Ладони отличника», можно наблюдать положительную динамику: улучшается мелкая моторика, речь детей активизируется, обогащается словарный запас, повышается работоспособность, снижается утомляемость, активизируются мыслительные и познавательные процессы. Дети становятся более открытыми, активными, уверенными в своих силах и возможностях.
Благодаря творческому подходу по организации коррекции мелкой моторики рук, мои занятия воспринимаются школьниками, как увлекательная игра, способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию.