Приложение МААМ

«Ладонь отличника» или тактильно-кинестетическая стимуляция как эффективное средство в системе логопедической работы (1 фото)

Малекина Надежда
«Ладонь отличника» или тактильно-кинестетическая стимуляция как эффективное средство в системе логопедической работы
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье представлен опыт нетрадиционного подхода в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Стимулятором развития речи и мелкой моторики является аппликатор (ипликатор) Кузнецова (шуточно названный «Ладонь отличника», с помощью которого усиливаются обменные и восстановительные процессы, улучшается кровообращение. Благодаря занятиям со стимулятором, речь детей активизируется, обогащается словарный запас, повышается работоспособность, снижается утомляемость, активизируется мыслительные и психические процессы.

Публикация «„Ладонь отличника“ или тактильно-кинестетическая стимуляция как эффективное средство в системе логопедической работы» размещена в разделах

Ключевые слова: мелкая моторика, аппликатор (ипликатор) Кузнецова, нервные импульсы, кровообращение, головной мозг, стимуляция, речевое развитие.

Сфера применения: коррекционная логопедическая работа в общеобразовательной школе с обучающимися, имеющими речевые нарушениями.

Целевая группа, на которую направлена практика: обучающиеся с несформированной звуковой и смысловой стороной речи, выражающейся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов, связной речи и нарушением двигательной координации, имеющие статус ОВЗ.

Проблема. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной и мышечной систем. Почему развитие мелкой моторики так важно? В головном мозге человека очень близко друг к другу расположены центры, отвечающие за речь и за движения пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы одновременно стимулируем развитие речевых центров головного мозга и общее развитие интеллекта ребенка.

Цель. Стимуляция развития мелкой моторики, развитие речи, формирование положительной мотивации на занятиях.

При проведении логопедических занятий я сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.

Существует множество способов развития мелкой моторики: раскрашивание, рисование, лепка, собирание мозаик, вырезание, застегивание-расстегивание, шнуровка и т. д. Очень хорошим стимулятором развития мелкой моторики, который я использую на своих занятиях, оказалась «Ладонь отличника» (см. Рис 1, изготовленная из деталей аппликатора (ипликатора) Кузнецова. При использовании данного стимулятора, с помощью большого количества иголочек, создается мощный поток нервных импульсов, поступающих в головной мозг. «Ладонь отличника» представляет собой нарисованную и вырезанную из картона ладонь ребенка, к которой приклеены пластмассовые пластины с шипами (колючки). Рефлекторно-механическое воздействие аппликатора заключается в поверхностном множественном иглоукалывании определенных зон (биологически активных точек, микромассаже кожи и подкожных тканей с активизацией соответствующих отделов центральной нервной системы. Стимулируемые участки кожи, через рецепторы и нервные волокна, связаны с соответствующими внутренними органами, что улучшает процессы кровоснабжения, усиливаются обменные и восстановительные процессы, осуществляется естественное оздоровление организма.

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев, упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

— формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

— развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Занятия по предлагаемой методике я провожу в игровой форме. Дети совершают легкое постукивание по «Ладони отличника», с медленным проговариванием звуков, слогов, слов, предложений. Активизируется речь, а значит, расширяется словарный запас. Гораздо больший эффект дают занятия именно со стихотворным сопровождением. Такой способ помогает ребенку быстрее запоминать материал, и, с помощью упражнений, развивает условный рефлекс.

Причем, такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера. Например, то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.

Примерные упражнения:

Самомассаж ладоней и пальцев рук. Ребенок касается массажера и проговаривает разные стихотворения.

Автоматизация звуков. Для детей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво, и они быстро утомляются. На этапе автоматизации звуков, чтобы разнообразить работу, предлагаю упражнения:

1. «Скажи четко» - ребенок ведет указательным пальцем по «Ладони отличника», встречающаяся на пути «колючка» сигнализирует ребенку, о том, что нужно сделать остановку, нажать на нее и произнести автоматизируемый звук.

2. «Пианино» - при произнесении автоматизируемого звука, логопед просит ребенка ставить пальцы на иголочки нарисованной ладони. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки. Кисти рук располагаются как при игре на фортепиано - они округлены и свободны. Первый звук каждого слова (фразы) сопровождается нажатием пальцев руки на колючку.

3. «Печатная машинка» - «печатаем» одним, двумя или несколькими пальцами, проговаривая вслух слоги и слова по слогам.

Примерный речевой материал:

Вспомним мы слова на Л:

Лампа, лес, лопата,

Палка, белка, галка,

Булка и скакалка.

Повторяем мы звук Р:

Забор, помидор, светофор,

Повар, абажур, топор,

Руки, рыба, робот, рана,

Мама драит шваброй раму.

А давайте пошипим:

Шапка, шина, шум, кувшин,

Мушка, кошка, мышка,

Шуба, вишня, вышка

Ударение, слоги.

1. «Ежик» - на каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

2. «Посчитай» - ребенок нажимает на иголочки столько раз, сколько слогов (звуков) в слове.

3. «Доскажи» - (работа в паре). Первый ребёнок “печатает” на стимуляторе первый слог, произнося его вслух, а второй "домысливает" и печатает второй слог (слова даём двусложные).

Данное пособие я изготовила более 15 лет назад, и оно до сих пор актуально. Использование на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков дополнительной тактильно-кинестетической стимуляции с помощью аппликатора Кузнецова значительно повышает эффективность логопедической коррекции.

В ходе регулярной логопедической работы, с применением «Ладони отличника», можно наблюдать положительную динамику: улучшается мелкая моторика, речь детей активизируется, обогащается словарный запас, повышается работоспособность, снижается утомляемость, активизируются мыслительные и познавательные процессы. Дети становятся более открытыми, активными, уверенными в своих силах и возможностях.

Благодаря творческому подходу по организации коррекции мелкой моторики рук, мои занятия воспринимаются школьниками, как увлекательная игра, способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию.

«Ладонь отличника» или тактильно-кинестетическая стимуляция как эффективное средство в системе логопедической работы
Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Использование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речиИспользование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речи Применение изобразительного творчества в процессе коррекционного обучения называют изотерапией (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация,.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Мини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУМини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня»,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Техносреда  «Инженерики» как эффективное средство гармонизации и психоэмоциональных проявлений детей с нарушениями ОДАТехносреда  «Инженерики» как эффективное средство гармонизации и психоэмоциональных проявлений детей с нарушениями ОДА Пояснительная записка: Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который представляет серьезные требования к ним. Одна.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Ладонь отличника» или тактильно-кинестетическая стимуляция как эффективное средство в системе логопедической работы
Опубликовано: 10 февраля 2023 в 08:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Ладонь отличника» или тактильно-кинестетическая стимуляция как эффективное средство в системе логопедической работы» (включая файлы) размещена пользователем Малекина Надежда (УИ 2772579) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД