Воробьева Наталья Васильевна
Квест-технологии как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема РАБОТЫ:
«Квест-технологии как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Интерес к проблеме развития познавательной активности детей объясняется процессами, происходящими в современном образовании. Понятие «познавательная активность» сегодня относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современного человека. В связи с модернизацией системы российского образования, а также переходом к рыночным отношениям изменяются подходы к изучению явлений и процессов, непосредственно связанных с развитием личности самого человека.
Публикация «Квест-технологии как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Особую актуальность проблема познавательной активности приобретает именно на этапе дошкольного детства. Проявляясь в интеллектуальной инициативе, повышенном интересе и стремлении к знаниям, познавательная активность обеспечивает развитие познавательного интереса ребенка дошкольника, расширяет и интеллектуализирует содержание его познавательной потребности, способствует формированию произвольности его поведения, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника.
Поиск новых путей решения проблемы развития познавательной активности детей связан с необходимостью выбора более эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и интегративных технологий. Среди средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживают квест – технологии. Квесты, как инновационная технология занятия актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Данная форма обучения детей в ДОО способствует развитию деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
Проблема исследования
заключается в том, что существует противоречие между необходимостью развития познавательной активности у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием современных технологий в организованном процессе ДОО, одной из которых являются квест – технологии.
Недостаточная разработка данной проблемы в теории и практике дошкольного образования и ее актуальность послужили основанием для выбора темы данного исследования: «Квест - технологии как средство развития познавательной активности старших дошкольников».
Исходя из проблемы исследования определены цель, объект и предмет исследования
Цель исследования: изучить особенности использования квест – технологий как средства развития познавательной активности старших дошкольников.
Объект исследования: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: квест - технологии как средство развития познавательной активности старших дошкольников.
Гипотеза исследования
процесс развития познавательной активности старших дошкольников будет эффективен, если педагогом реализован комплекс мероприятий с использованием квест- технологий.
Задачи исследования
1. Охарактеризовать сущность понятия «познавательная активность» в психолого – педагогических исследованиях.
2. Выделить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности использования квест - технологий в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать особенности организации и методов исследования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
5. Показать эффективность организации работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами квест - технологий.
6. Проанализировать и обобщить результаты исследования.
Методы исследования
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового психолого-педагогического опыта;
- эмпирические методы: психолого-педагогическая диагностика, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент;
- статистические методы: количественная и качественная обработка материалов.
Теоретико-методологическая основа исследования
- положения теории познания, фундаментальные основы развития образования;
- учение о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);
- концептуальные идеи развития познавательной активности у детей дошкольного возраста (А. К. Маркова, В. С. Мухина, Г. И. Щукина);
- подходы в решении проблемы развития познавательной активности детей в практике деятельности образовательных учреждений (В. В. Белова, Л. И. Божович, В. А. Вединяпина, Д. С. Годовикова, А. В. Даринский,Б. П. Есипов, Т. М. Землянухина, Н. Г. Морозова др.);
- теоретические основы квест – технологии в работах педагогов и психологов И. Н. Сокол, Б. Додж, Т. Марч, Я. С. Быховского, М. А. Бовтенко, Сысоева П. В.
Исследование состояло из трех этапов.
Организация и этапы исследования:
1 этап организационный - изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; разработка концептуального аппарата исследования, определение эмпирической базы; отбор комплекса диагностических методик; разработка мероприятий по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевых игр.
2 этап формирующий - внедрение мероприятий по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевых игр.
3 этап обобщающий - обобщение и систематизация полученных результатов исследования; завершение научного обоснования основных положений исследования; формулировка выводов и оформление работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий по использованию квест - технологий может быть использован с целью развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в работе педагогов ДОО.
В теоретической части работы исследованы теоретические основы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами квест – технологий.
Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т. д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания).
Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка и рассматривается как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Теоретический анализ проблемы свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательной активности ребенка. Формирование этого психологического образования старших дошкольников осуществляется через выделение структурных компонентов познавательной активности, в качестве которых выступают личностный, мотивационный, эмоциональноволевой и деятельностный.
Одним из эффективных средств развития познавательной активности дошкольников являются квест – технологии, которые отвечают требованиям и специфике работы с дошкольниками : доступностью, системностью, эмоциональной окрашенностью заданий, четкими временными рамками выполнения заданий, чтобы дети не потеряли интерес, разнообразием видов активности, наличием четко сформулированной цели и видимого конечного результата.
Слово «квест» - от англ. «quest» – «поиск, искомый предмет, поиск приключений», т. е. целенаправленный поиск. Квест как форма взаимодействия педагога и детей, способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Таким образом, квест как форма обучения детей в ДОО актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Данная форма обучения детей в ДОУ способствует развитию деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
Экспериментальная работа была проведена на базе МБДОУ «Детский сад № 7 «Рябинушка» г. -к. Железноводска Ставропольского края. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста
(по 20 детей в экспериментальной и контрольной группе).
Экспериментальное исследование проведено с целью развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами квест-технологии
Задачи экспериментального исследования
-Выявить уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (контрольная и экспериментальная группы).
-Организовать работу по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами квест-технологии.
-Проанализировать результаты и сделать выводы об эффективности проведенных мероприятий.
Эксперимент был проведен в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Этапы экспериментального исследования
I. Констатирующий этап - проведен отбор участников эксперимента, определение контрольной и экспериментальной группы исследования, проведение первоначальной диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
II. Формирующий этап - проведен комплекс мероприятий по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами квест-технологии.
III. Контрольный этап - – проведение повторной диагностики уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, выявление эффективности используемых мероприятий на формирующем этапе исследования; сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования.
Задачи констатирующего эксперимента
- подобрать методики исследования познавательной активности, адекватные возрасту испытуемых;
- организовать процесс исследования;
- проанализировать полученные результаты.
Для диагностики креативности использованы следующие методики, которые представлены
1. Стандартизованная анкета педагогов и родителей «Любознательный, активный». Авторы: В. С. Юркевич, Ю. А. Баранова
Цель. Выявление наличия, силы и устойчивости познавательной потребности.
2. Методика Изучение познавательной потребности «Дерево желаний». Автор В. С. Юркевич
Цель: изучение познавательной потребности детей (используются картинки и словесные ситуации).
3. Методика М. Б. Шумаковой «Вопрошайка»
Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.
4. Методика «Маленький исследователь». Автор Л. Н. Прохорова
Цель: определить отношение детей к исследовательской деятельности.
Результаты показателей уровня развития познавательной активности
КГ на констатирующем этапе эксперимента
Суммарный показатель результатов исследования в контрольной группе показал, что высокий уровень познавательной активности продемонстрировали 4 детей старшего дошкольного возраста (20%, средний – 8 детей старшего дошкольного возраста (40%, низкий уровень – 8 детей старшего дошкольного возраста (40%).
Результаты показателей уровня развития познавательной активности
ЭГ на констатирующем этапе эксперимента
Суммарный показатель результатов исследования в контрольной группе показал, что - высокий уровень - 3 детей старшего дошкольного возраста (15%, средний – 8 (40%) детей старшего дошкольного возраста, низкий уровень – 9 детей старшего дошкольного возраста (45%).
Для сравнения общий уровень развития познавательной активности детей контрольной и экспериментальной группы представлен в диаграмме
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети обоих групп находятся примерно на одинаковом уровне развития познавательной активности.
Проведенная на констатирующем этапе диагностика познавательной активности позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у старших дошкольников.
Также проведено наблюдение за проявлениями познавательной активности детей в процессе использования квест – технологий и определен Уровень познавательной активности в соответствии с критериями, выделенными В. В. Щетининой
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
Показатели уровня сформированности критериевпознавательной активности детей старшего дошкольного возраста (КГ и ЭГ) на констатирующем этапе эксперимента
В результате проведенной работы было установлено, что 20% всех испытуемых контрольной группы и 25% экспериментальной группы имеют низкий (репродуктивно-подражательный) уровень сформированности познавательной активности.
43 % испытуемых контрольной группы и 36 % экспериментальной группы показали средний уровень (поисково-исполнительский).
Лишь 30% испытуемых контрольной группы и 27% экспериментальной группы имеют высокий уровень (поисково-продуктивный) сформированности познавательной активности.
Полученные результаты показывают, что у большинства испытуемых недостаточно высокий уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития.
На основе полученных результатов была определена необходимость проведения второго этапа экспериментальной работы (формирующий эксперимент) по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования квест - технологий
Цель формирующего эксперимента
разработать комплекс мероприятий для формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами использованием квест – технологий
Работа проводилась с испытуемыми экспериментальной группы. В контрольной группе работа велась без изменений традиционных педагогических условий.
Задачи формирующего эксперимента
- Вызвать интерес детей старшего дошкольного возраста к использованию
квест – технологий.
- Подобрать и апробировать серию специально разработанных образовательных квестов, направленных на формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
- Развивать личностные свойства : целеустремлённость, настойчивость, решительность.
План работы по использованию квест –технологий с детьми старшего дошкольного возраста включал мероприятия :
- Организованная образовательная деятельность с детьми
- Организованная и совместная с воспитателем и детьми деятельность детей
Использованые квест-игры были включены в работу по образовательной области «Познавательное развитие». План работы включал проведение занятий, в использованием образовательных квестов.
Квест - игры были подобраны с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Время проведения не более 30 минут. Частота проведения 1 раз в неделю.
В процессе работы использованы квесты различных видов :
1. Линейные квесты
2. Кольцевые квесты
3. Штурмовые квесты
В ходе разработки квеста, определялись цели и задачи квеста; целевая аудитория и количество участников; сюжет и форма квеста, сценарий; необходимое пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; создание сюрпризной ситуации для участников.
В процессе квестов у старших дошкольников были созданы условия для развития познавательной активности. В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
Дети учились вместе решать задачи, получали большой эмоциональный заряд, становились более раскрепощенными в общении. У детей развивалось логическое мышление, а также фантазия и творческая активность.
Также в соответствии с планом использования квест - технологий был организован и проведен ряд совместных мероприятий с родителями.
1. Родительское собрание «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников». Родители познакомились с технологией образовательного квеста, увидели его роль в развитии познавательной активности дошкольников.
Родители охотно откликнулись на предложение поучаствовать в совместной деятельности в формате квест-игры.
2. Совместный квест «В поисках сюрпризов Весны» носил не только соревновательный характер. Проходя этап за этапом, дети учились ориентироваться на территории детского сада по плану-карте, развивали двигательную активность, а также познавательный интерес к природным явлениям, развлечениям и играм в весеннее время года.
3. Квест - игра «По тропинкам здоровья» была проведена с целью пропаганды здорового образа жизни.
4. Квест-игра «В поисках пропавшей сказки»
5. С целью профилактики детского дорожно – транспортного травматизма проведен квест «Сокровища старого пирата или 10 записок безопасности ПДД».
Также юольшое внимание было уделено созданию развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей возможность проведения игровых и образовательных квестов.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента была проверена эффективность применяемой технологии работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Формирующий эксперимент с детьми экспериментальной группы позволил решить поставленные задачи по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования квест - технологий.
Заключительным этапом эмпирического исследования стал контрольный этап. Он проведен с целью оценки эффективности комплекса использованных мероприятий.
Цель контрольного эксперимента:
оценка эффективности комплекса использованных мероприятий, сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования.
Контрольная диагностика познавательной активности включала использование тех же методик, что и в констатирующем эксперименте
1. Методика Стандартизованная анкета педагогов и родителей «Любознательный, активный». Авторы: В. С. Юркевич, Ю. А. Баранова.
2. Методика Изучение познавательной потребности «Дерево желаний». Автор В. С. Юркевич.
3. Методика М. Б. Шумаковой «Вопрошайка».
4. Методика «Маленький исследователь». Автор Л. Н. Прохорова.
Сравнение результатов уровня развития познавательной активности в отношении когнитивного критерия (познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность) познавательной активности внутри каждой группы детей, до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы.
Результаты, полученные в ходе проведения контрольного эксперимента в контрольной группе
В контрольной группе, где не проводилось специальных занятий с использованием квест – технологий не произошло значительных изменений уровне развития познавательной активности : количество детей с низким уровнем снизилось с 40% детей (8 чел.) до 30% детей (6 чел., количество детей со средним уровнем увеличилось с 40% детей (8 чел.) до 50% детей (10 чел., количество детей с высоким уровнем развития содержательного показателя познавательной активности осталось неизменным – 20% детей (4 чел.).
Результаты, полученные в ходе проведения контрольного эксперимента в экспериментальной группе
Низкий уровень развития познавательной активности снизился с 45% детей (9 чел.) до 25% детей (5 чел.); средний уровень уменьшился с 40% детей (8 чел.) до 35% детей (7 чел., в то же время высокий уровень развития познавательной активности вырос с 15% детей (3 чел.) до 35% детей (7 чел.).
Сравнение результатов исследования уровня сформированности критериев познавательной активности экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
Результаты контрольного эксперимента выявили, что у детей, входящих в контрольную группу, существенных изменений в проявлении исследовательской активности фактически не произошло.
Дошкольники экспериментальной группы показали положительную динамику в проявлении исследовательской активности по всем компонентам.
Результаты исследования уровня сформированности критериев познавательной активности экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента
Наблюдение в процессе формирующего эксперимента и результаты контрольного испытания (контрольная и экспериментальная группы) показали изменение критериев уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.
В результате проведенной работы на контрольном этапе эксперимента установлено изменение показателей уровня сформированности критериев познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. Только 13% всех испытуемых экспериментальной группы (27% в контрольной группе) имеют низкий (репродуктивно-подражательный) уровень сформированности познавательной активности, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента. 49 % испытуемых экспериментальной группы показали средний уровень (поисково-исполнительский). В контрольной группе - 46 %. 40% испытуемых экспериментальной группы имеют высокий уровень (поисково-продуктивный) сформированности познавательной активности. В контрольной группе - 26 %.
Таким образом, сопоставление результатов наблюдений за проявлениями познавательной активности детей старшей группы свидетельствует о положительной динамике в процессе экспериментальной работы и об эффективности используемых мероприятий с детьми экспериментальной группы.
Полученные данные показали, что уровень развития показателей у детей экспериментальной группы стал значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных занятий, что подтверждает эффективность используемых мероприятий. Квест-игра не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие познавательной активности, а также индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Квест – технология актуальна и эффективна в условиях реализации ФГОС ДО. Используя в работе квест - технологию, убедились, что она замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме-игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.
Образовательный квест обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелен на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.
ВЫВОД
Экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста проведена на базе МБДОУ «Детский сад № 7 «Рябинушка» г. -к. Железноводска с целью развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования квест - технологий.
На констатирующем этапе проведено исследование уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с помощью диагностических методик:
- стандартизованная анкета педагогов и родителей «Любознательный, активный». Авторы: В. С. Юркевич, Ю. А. Баранова.
- методика Изучение познавательной потребности «Дерево желаний». Автор В. С. Юркевич.
- методика М. Б. Шумаковой «Вопрошайка».
- методика «Маленький исследователь». Автор Л. Н. Прохорова.
- наблюдение за проявлениями познавательной активности детей в процессе использования квест – технологий.
Полученные данные получили свое подтверждение и при проведении наблюдения за проявлениями познавательной активности детей в процессе использования квест – технологий, в ходе которого уровень познавательной активности определялся с учетом разработанных критериев. Результаты наблюдения за детьми в процессе исследовательской деятельности позволило распределить детей по уровням познавательной активности : когнитивный, мотивационный, эмоционально – волевой, действенно – практический.
Квест-игра не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие познавательной активности, а также индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности.