Екатерина Малыгина
Квест-игра как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Квест-игра как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников»
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении использования педагогических технологий деятельностного типа, которые:
• способствуют индивидуальному развитию личности, творческой инициативы,
Публикация «Квест-игра как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
• выработке у детей навыков самостоятельной навигации в информационных полях,
• формирование умений разрешать проблемы, возникающие в жизни.
По нашему мнению, организация «квеста» удовлетворяет этим требованиям, вместе с тем сохраняет игру в пространстве дошкольного детства.
ОСОБЕННОСТИ КВЕСТ-ИГРЫ
Что же такое «квест-игра»?
Квест от английского «quest» - поиск.
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету.
• Главная особенность квеста - есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки.
• Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче.
• Задачи могут быть самыми разными: исследовательскими, познавательными, творческими, интеллектуальными.
• В игре задействуется одновременно и интеллект участников и их творческие и физические способности.
Квест можно проводить как в помещении и на территории ДОУ, так и в микрорайоне, в лесопарках, практически в любом, доступном для детей и безопасном окружении.
Игры такого типа позволяют расширить образовательное пространство.
Квест – интерактивная игровая форма обучения, которая позволяет детям полностью погрузиться в ее содержание.
Ценным является создание атмосферы таинственности, загадочности, встречи с обитателями, например, старинного дома, музея, крепости, леса и пр.
Квест – это командная игра.
o Строится на коммуникационном взаимодействии между игроками. Цель общая, невозможно ее достичь, не взаимодействуя с другими игроками.
o Важно наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, научиться мобилизоваться и очень быстро решать возникающие по ходу игры неожиданные задачи.
o Проведение квест-игры способствует сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.
Различают два типа образовательных квестов :
• -краткосрочный (используется для обобщения знаний, их интеграции, рассчитан на одно - три занятия).
• -длительный (используется для углубления и преобразования знаний детей, рассчитан на длительный срок – например, неделю, две недели, месяц).
Возможно использование квест-проектов.
С детьми дошкольного возраста более продуктивно использование краткосрочного квеста.
В квесте обязательно совмещают элементы обучения и отдыха.
Можно представить следующий
алгоритм организации и проведения квест-игры :
1. Выбрать место проведения игры.
2. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
3. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители).
4. Разработать легенду игры, ее формат и правила.
5. Подготовить задания, реквизит для игры.
6. Проведение игры.
7. Обобщение и презентация результатов игры (рассказ, коллаж, газета, информационный листок и пр.
Дети в квесте :
• Проживают конкретные ситуации;
• Исследуют и проникают вглубь явления;
• Конструируют новые объекты;
• Приобретают навыки поиска;
• Анализируют информацию;
• Планируют свою деятельность.
Участники игры обучаются:
• новым способам деятельности,
• групповой работе,
• умению ориентироваться в нестандартных ситуациях,
• овладевают соответствующими инструментами по использованию знаний,
• творчески используют освоенные умения в разных видах деятельности.
Приобретенный в ходе игры поисково-познавательный опыт дети-дошкольники смогут эффективно использовать в процессе обучения в школе.
Игра способствует развитию исследовательской активности,
которая проявляется:
в психологической готовности к исследованию: рост познавательного интереса, стремление к раскрытию неизвестного, готовность искать ответ на вопрос самостоятельно или в группе сверстников-единомышленников, отсутствие боязни совершить ошибку, способность действовать в новой незнакомой ситуации и пр. ;
в освоении ряда поисковых и исследовательских умений:
• наблюдать за происходящим вокруг;
• рассматривать объекты природного и культурного наследия, используя стратегию визуального исследования;
• использовать наряду с визуальным исследованием приемы комплексного изучения объектов природной и культурной среды города, опираясь на различные способы получения информации (тактильное, моторное, коммуникативное и пр.);
• планировать и проводить простейший эксперимент под руководством педагога;
• сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты окружающего мира;
• давать собственные определения понятиям, вычленить отдельные признаки изучаемых объектов природной и культурной среды города;
• структурировать полученный в ходе наблюдения, исследования, эксперимента материал;
• выдвигать собственные гипотезы и версии, осуществлять под руководством педагога их проверку.