Оксана Дербилова
Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1. Слайд
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я вам представлю свой материал, который называется «Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности»
2. Слайд
Культурные практики (ФОП ДО)
Культурные практики – это все возможные виды деятельности с воспитанниками. Как только дети овладевают видом деятельности самостоятельность, привнося в деятельность личное творчество, практика становится культурной.
Публикация «Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности» размещена в разделах
Например:
-Игровая- ребенок проявляет творческую инициативу.
-Продуктивная - ребенок созидает, ставит цель (инициатива целеполагания).
-Коммуникативная- ребенок проявляет коммуникативную инициативу.
3 Слайд
Культурная образовательная практика в ДОУ представляет собой виды деятельности, которые дети выполняют без прямого участия взрослого, при которой основываются на ранее усвоенных знаниях, навыках и опыте. Эти практики играют важную роль в развитии творческой активности, инициативы и самостоятельности, а также в формировании их культурной и социальной идентичности.
4 Слайд
Зачем нужны культурные практики?
Данная деятельность способствует не только формированию личности, но и развивает навыки и компетенции, необходимые для успешной социализации, творческого роста и познания окружающего мира.
Рассмотрим, зачем нужны они в детском саду и какое значение имеют.
5 Слайд
1. Формирование самостоятельности и ответственности
1. Дают детям возможность самим выбирать, чем заняться, как организовать свою занятость и как добиться результата. Это развивает инициативность, способность к самостоятельным решениям и ответственности за свои действия. Когда ребенок сам выбирает, что рисовать, как построить замок из конструктора или как организовать ролевую игру, он учится планировать свои действия, ставить цели и достигать их.
2. Развитие творческого потенциала
Стимулирует творческую активность воспитанника. В свободной игре или творческой деятельности могут проявить фантазию, придумать что-то новое, экспериментировать с материалами и образами. Например, в процессе рисования выражаются эмоции и мысли, а в ролевой игре – разыгрывается придуманный сюжет. Это не только развивает воображение, но и учит мыслить нестандартно, находить творческие решения проблем, что является важным навыком.
3. Социальное взаимодействие и развитие коммуникативных навыков
В ходе самостоятельной деятельности дети часто взаимодействуют друг с другом. Совместная игра, организация небольших постановок или обсуждение произведений искусства способствуют развитию социальных и коммуникативных навыков. Когда сверстники договариваются о правилах игры, распределяют роли, они учатся сотрудничать, находить компромиссы, общаться на равных. Эти навыки важны для адаптации в обществе и подготовке к школьной жизни.
4. Усвоение культурных норм и ценностей
Помогают глубже усвоить общественные нормы, традиции и ценности. В процессе игр и творческой деятельности воспитанники осваивают понятия добра, справедливости, уважения к другим, знакомятся с культурным наследием своего народа и мира. Например, игра в «семью» или организация собственного мини-праздника помогают понять важность семейных ценностей и традиций. Дети приобщаются к культурным обычаям и узнают о разнообразии культур.
5. Развитие мелкой моторики и координации движений
Это важно не только для общего физического развития, но и для подготовки к письму. Организованная творческая деятельность (например, создание поделок или построек из конструктора) развивает координацию движений, точность и ловкость, что полезно для формирования мелких мышц рук.
6. Удовлетворение потребности в самовыражении
Дети дошкольного возраста обладают огромной потребностью в самовыражении, и культурные практики дают возможность выразить мысли, чувства, идеи через творчество и игровую деятельность. Это важно для формирования положительной самооценки и уверенности в себе.
Один из ключевых факторов – это правильно организованная развивающая среда. Важно, чтобы среда была разнообразной и доступной для ребенка, предлагала ему возможность выбора. Важно, чтобы дети имели возможность свободно пользоваться этими материалами в любое время, выбирая то, что им наиболее интересно.
6 Слайд
Поддержка детской инициативы
Культурные практики развиваются только тогда, когда дошкольники чувствуют, что их инициатива и выбор важны и поддерживаются взрослыми. Воспитатели должны поощрять и поддерживать идеи младшего поколения, создавать условия для реализации задуманного.
- - Свобода выбора деятельности;
- - Помощь в реализации идей;
- Оценка и признание успехов
Роль воспитателя в организации культурных практик
Педагог в ДОУ выполняет роль организатора и мотиватора. Он создает условия, но не навязывает готовые решения. Задачей воспитателя является наблюдение за занятиями детей, поддержка их интересов и обеспечение необходимых ресурсов.
7 Слайд
Виды и формы культурных практик в ДОУ по ФОП
Стоит учесть, что деятельность делится на два направления: это
1) Форма самостоятельной деятельности детей, которая проходит как в одиночку, так и в сотрудничестве со сверстниками. Это не организованное занятие и не прописанное мероприятие в планировании педагога.
2) Форма работы, которая инициируется и направляется взрослым.
Оба вида культурных практик в ДОУ по ФГОС и ФОП предполагают различие по разным направлениям и образовательным областям: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.
1. Игровые практики (Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин» и т. д)
8 Слайд
Конструктивные игры
9 Слайд
Драматизация сказок и историй
10 Слайд
Игры на развитие воображения
11 Слайд
Творческие практики
Рисование и живопись (рисование на бумаге, доске, где дети сами выбирают сюжет и материалы (краски, фломастеры, карандаши)
12 Слайд
Аппликация и коллажи (создание тематических или свободных композиций из бумаги, природных материалов, ткани)
13 Слайд
Лепка
(работа с пластилином, глиной, соленым тестом, где создают собственные фигурки или целые композиции)
14 Слайд
Познавательные практики
экспериментирование (дети сами могут проводить простые эксперименты с водой, песком, растениями. Делать свои выводы)
15 Слайд
Исследовательская деятельность
(наблюдения за природой, растениями и животными, изучение изменений в окружающем мире в разные времена года)
16 Слайд
Работа с энциклопедиями и книгами (индивидуальное изучение книг и иллюстраций по интересующим темам)
17 Слайд
Социально-культурные практики
Организация мини-праздников праздники для сверстников («День друзей», «Театральный день»)
18 Слайд
Фольклорные практики
(участие в народных играх, танцах, пении песен; могут сами организовать проведение таких мероприятий)
19 Слайд
Игры на социальные роли
(имитируют общественные роли (врачи, учителя, продавцы, строители, что помогает детям освоить социальные нормы и поведение)
20 Слайд
Коммуникативные практики
Коллективные игры (организация самостоятельной игровой деятельности, которая требует взаимодействия, командные спортивные состязания, сюжетно-ролевые игры)
21 Слайд
Игры на развитие речи
(придуманные истории, рассказывание сказок, мини- беседы, где каждый ребенок может поделиться своими мыслями)
22 Слайд
Круги общения
Дети собираются в группы для обсуждения тем, интересных для них.
23 Слайд
Проектная деятельность
Коллективные творческие проекты (создание большой коллективной работы, где дети совместно строят, рисуют или делают поделки)
Мини- исследования (проекты по изучению природы, космоса, техники, которые дети представляют в виде макетов, рисунков или докладов)
Тематические выставки (дети готовят работы (рисунки, поделки, фотографии) для выставки, организованной в группе или для родителей)
24 Слайд
Практика ГОСТЬ….ГРУППЫ.
Является одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители не зрители, а активные участники. Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями. Вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают детям определенные культурные ценности.
25 Слайд
Природные практики
Такая практика помогает не только развивать экологическое мышление, но и научиться самостоятельному наблюдению за природой.
Садоводство (ухаживают за растениями в зимнем саду, помощь в посадке)
Экскурсии на природу (прогулки с воспитателем, где могут наблюдать за природой)
26 Слайд
Наблюдение за сезонными изменениями
(ведение природных дневников с рисунками и записями о погоде, растениях, животных)
Коллекционирование
(способ, при котором дошкольники учатся определять схожие признаки предметов, а также их различия (коллекция камней, листочков, видов текстур (дерево, пластик)
27 Слайд
Варианты культурных практик в ДОУ – это не только возможность для детей проявить инициативу и творчество, но и способ усвоить социальные нормы, развить коммуникативные и познавательные навыки. Разнообразие форм и видов таких практик, помогает педагогам организовать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти место в творческом и социальном пространстве группы, осваивать общественные ценности через игровую деятельность, творчество и познание окружающего мира.
28 Слайд
Спасибо за внимание