Лучший педагог года

Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

Оксана Дербилова
Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы

1. Слайд

Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я вам представлю свой материал, который называется «Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности»

2. Слайд

Культурные практики (ФОП ДО)

Культурные практики – это все возможные виды деятельности с воспитанниками. Как только дети овладевают видом деятельности самостоятельность, привнося в деятельность личное творчество, практика становится культурной.

Публикация «Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности» размещена в разделах

Например:

-Игровая- ребенок проявляет творческую инициативу.

-Продуктивная - ребенок созидает, ставит цель (инициатива целеполагания).

-Коммуникативная- ребенок проявляет коммуникативную инициативу.

3 Слайд

Культурная образовательная практика в ДОУ представляет собой виды деятельности, которые дети выполняют без прямого участия взрослого, при которой основываются на ранее усвоенных знаниях, навыках и опыте. Эти практики играют важную роль в развитии творческой активности, инициативы и самостоятельности, а также в формировании их культурной и социальной идентичности.

4 Слайд

Зачем нужны культурные практики?

Данная деятельность способствует не только формированию личности, но и развивает навыки и компетенции, необходимые для успешной социализации, творческого роста и познания окружающего мира.

Рассмотрим, зачем нужны они в детском саду и какое значение имеют.

5 Слайд

1. Формирование самостоятельности и ответственности

1. Дают детям возможность самим выбирать, чем заняться, как организовать свою занятость и как добиться результата. Это развивает инициативность, способность к самостоятельным решениям и ответственности за свои действия. Когда ребенок сам выбирает, что рисовать, как построить замок из конструктора или как организовать ролевую игру, он учится планировать свои действия, ставить цели и достигать их.

2. Развитие творческого потенциала

Стимулирует творческую активность воспитанника. В свободной игре или творческой деятельности могут проявить фантазию, придумать что-то новое, экспериментировать с материалами и образами. Например, в процессе рисования выражаются эмоции и мысли, а в ролевой игре – разыгрывается придуманный сюжет. Это не только развивает воображение, но и учит мыслить нестандартно, находить творческие решения проблем, что является важным навыком.

3. Социальное взаимодействие и развитие коммуникативных навыков

В ходе самостоятельной деятельности дети часто взаимодействуют друг с другом. Совместная игра, организация небольших постановок или обсуждение произведений искусства способствуют развитию социальных и коммуникативных навыков. Когда сверстники договариваются о правилах игры, распределяют роли, они учатся сотрудничать, находить компромиссы, общаться на равных. Эти навыки важны для адаптации в обществе и подготовке к школьной жизни.

4. Усвоение культурных норм и ценностей

Помогают глубже усвоить общественные нормы, традиции и ценности. В процессе игр и творческой деятельности воспитанники осваивают понятия добра, справедливости, уважения к другим, знакомятся с культурным наследием своего народа и мира. Например, игра в «семью» или организация собственного мини-праздника помогают понять важность семейных ценностей и традиций. Дети приобщаются к культурным обычаям и узнают о разнообразии культур.

5. Развитие мелкой моторики и координации движений

Это важно не только для общего физического развития, но и для подготовки к письму. Организованная творческая деятельность (например, создание поделок или построек из конструктора) развивает координацию движений, точность и ловкость, что полезно для формирования мелких мышц рук.

6. Удовлетворение потребности в самовыражении

Дети дошкольного возраста обладают огромной потребностью в самовыражении, и культурные практики дают возможность выразить мысли, чувства, идеи через творчество и игровую деятельность. Это важно для формирования положительной самооценки и уверенности в себе.

Один из ключевых факторов – это правильно организованная развивающая среда. Важно, чтобы среда была разнообразной и доступной для ребенка, предлагала ему возможность выбора. Важно, чтобы дети имели возможность свободно пользоваться этими материалами в любое время, выбирая то, что им наиболее интересно.

6 Слайд

Поддержка детской инициативы

Культурные практики развиваются только тогда, когда дошкольники чувствуют, что их инициатива и выбор важны и поддерживаются взрослыми. Воспитатели должны поощрять и поддерживать идеи младшего поколения, создавать условия для реализации задуманного.

- - Свобода выбора деятельности;

- - Помощь в реализации идей;

- Оценка и признание успехов

Роль воспитателя в организации культурных практик

Педагог в ДОУ выполняет роль организатора и мотиватора. Он создает условия, но не навязывает готовые решения. Задачей воспитателя является наблюдение за занятиями детей, поддержка их интересов и обеспечение необходимых ресурсов.

7 Слайд

Виды и формы культурных практик в ДОУ по ФОП

Стоит учесть, что деятельность делится на два направления: это

1) Форма самостоятельной деятельности детей, которая проходит как в одиночку, так и в сотрудничестве со сверстниками. Это не организованное занятие и не прописанное мероприятие в планировании педагога.

2) Форма работы, которая инициируется и направляется взрослым.

Оба вида культурных практик в ДОУ по ФГОС и ФОП предполагают различие по разным направлениям и образовательным областям: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.

1. Игровые практики (Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин» и т. д)

8 Слайд

Конструктивные игры

9 Слайд

Драматизация сказок и историй

10 Слайд

Игры на развитие воображения

11 Слайд

Творческие практики

Рисование и живопись (рисование на бумаге, доске, где дети сами выбирают сюжет и материалы (краски, фломастеры, карандаши)

12 Слайд

Аппликация и коллажи (создание тематических или свободных композиций из бумаги, природных материалов, ткани)

13 Слайд

Лепка

(работа с пластилином, глиной, соленым тестом, где создают собственные фигурки или целые композиции)

14 Слайд

Познавательные практики

экспериментирование (дети сами могут проводить простые эксперименты с водой, песком, растениями. Делать свои выводы)

15 Слайд

Исследовательская деятельность

(наблюдения за природой, растениями и животными, изучение изменений в окружающем мире в разные времена года)

16 Слайд

Работа с энциклопедиями и книгами (индивидуальное изучение книг и иллюстраций по интересующим темам)

17 Слайд

Социально-культурные практики

Организация мини-праздников праздники для сверстников («День друзей», «Театральный день»)

18 Слайд

Фольклорные практики

(участие в народных играх, танцах, пении песен; могут сами организовать проведение таких мероприятий)

19 Слайд

Игры на социальные роли

(имитируют общественные роли (врачи, учителя, продавцы, строители, что помогает детям освоить социальные нормы и поведение)

20 Слайд

Коммуникативные практики

Коллективные игры (организация самостоятельной игровой деятельности, которая требует взаимодействия, командные спортивные состязания, сюжетно-ролевые игры)

21 Слайд

Игры на развитие речи

(придуманные истории, рассказывание сказок, мини- беседы, где каждый ребенок может поделиться своими мыслями)

22 Слайд

Круги общения

Дети собираются в группы для обсуждения тем, интересных для них.

23 Слайд

Проектная деятельность

Коллективные творческие проекты (создание большой коллективной работы, где дети совместно строят, рисуют или делают поделки)

Мини- исследования (проекты по изучению природы, космоса, техники, которые дети представляют в виде макетов, рисунков или докладов)

Тематические выставки (дети готовят работы (рисунки, поделки, фотографии) для выставки, организованной в группе или для родителей)

24 Слайд

Практика ГОСТЬ….ГРУППЫ.

Является одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители не зрители, а активные участники. Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями. Вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают детям определенные культурные ценности.

25 Слайд

Природные практики

Такая практика помогает не только развивать экологическое мышление, но и научиться самостоятельному наблюдению за природой.

Садоводство (ухаживают за растениями в зимнем саду, помощь в посадке)

Экскурсии на природу (прогулки с воспитателем, где могут наблюдать за природой)

26 Слайд

Наблюдение за сезонными изменениями

(ведение природных дневников с рисунками и записями о погоде, растениях, животных)

Коллекционирование

(способ, при котором дошкольники учатся определять схожие признаки предметов, а также их различия (коллекция камней, листочков, видов текстур (дерево, пластик)

27 Слайд

Варианты культурных практик в ДОУ – это не только возможность для детей проявить инициативу и творчество, но и способ усвоить социальные нормы, развить коммуникативные и познавательные навыки. Разнообразие форм и видов таких практик, помогает педагогам организовать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти место в творческом и социальном пространстве группы, осваивать общественные ценности через игровую деятельность, творчество и познание окружающего мира.

28 Слайд

Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальностиДежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности. Реализуя программу Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости».

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности
Опубликовано: 10 ноября 2024 в 16:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Дербилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД