Ирина Буханцова
Культурные практики детей в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать
Культурные практики детей в старшем дошкольном возрасте.
Во второй половине дня мы организуем разнообразные культурные практики Для этого создаём предметно - развивающую образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребёнком самостоятельную деятельность по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Тем самым заинтересовываем участием в образовательном процессе. Умением обращаться за помощью к взрослому и способностью управлять своим поведением. Способностью самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности проявляя инициативы и творчества. Организуя разнообразные культурные практики, мы не воспитываем детей, а стараемся педагогически поддержать, сотрудничать, доверять.
Публикация «Культурные практики детей в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Культурные практики реализуем через событийно-творческую направленность. Комплексно-тематическое планирование позволяет нам органично сочетать культурные практики, инициируемые воспитателем, и свободные культурные тики, инициируемые детьми.
Мы используем разнообразные формы культурных практик.
Совместная игра воспитателя и детей. В старшей группе у нас с детьми был проект «Мы Здоровячки». Это было овладение основными культурно - гигиеническими навыками, соблюдение элементарных правил здорового образа жизни, способность планировать познавательно -исследовательскую деятельность, проялениенастойчивости и волевого усилия в поисках ответа на вопросы, усвоение правил безопасного поведения. Этот проект очень понравился детям, поэтому в этом году мы продолжаем с помощью познавательной деятельности – оздоровительные уроки, художественно-продуктивной деятельности и игрой формировать здоровые привычки.
Чтоб систематизировать работу по формированию социально-правовых норм и правил поведения у детей подготовительной группы в этом году мы организовали проект «Я — ребенок, и я имею право».
Проблемные ситуации, уроки сказок, правовые игры очень нравятся детям. Эти правовые практики воспитывают у дошкольников уважение друг к другу, формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувства ответственности за другого человека, умение контролировать своё поведение.
Ситуации общения. Мы постоянно создаё м ситуации на темы: скоро в школу, безопасное поведение, социальное отношение, о малой Родине и отечестве, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставим перед ними все более сложные задачи, развиваем волю, поддерживаем желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливаем на поиск новых, творческих решений.
Трудовые практики. Наши ребята умеют самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятиям, без напоминания убирать свое рабочее место. Бережно относятся к личным вещам. Сервируют стол, приводят его в порядок после еды. Выполняют трудовые поручения, участвуют в уборке игровых уголков.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг.
Один раз в неделю мы проводим школу мышления «В стране Познавайкина». ТРИЗ-технология воспитывает и обучает ребенка под девизом «Творчество во всем!» Прививаем ребенку радость творческих открытий. Через ТРИЗ развиваем у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.
Работа по ТРИЗ ведётся второй год, поэтому проводим не только подгрупповые познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Используем «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, формируем умения самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.
Школа мышления «В стране Азбукии». Это увлекательность игр и упражнений со звуками, буквами, словами. Которые помогают детям развивать связанную речь; фонематическое восприятие звука; умение использовать в своей речи разные части речи; составлять рассказы по сюжетным картинкам и из личного опыта; самостоятельность при выполнении поставленной задачи; самостоятельность при выполнении поставленной задачи. А также игры способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Воспитываем: культуру речевого общения; доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику; внимание; организованность и самостоятельность; интерес к чтению.
Школа мышления «В стране Математики» С помощью игр совер-шенствуем познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений. Используем вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.
Музыкально-театральная гостиная. Один раз в неделю прово-дим театрализованные занятия, создаём условия для творческой деятель-ности детей.
Литературная гостиная. Расширяем читательские интересы детей. Восприятие литературного текста. Творческую деятельность на основе литературного текста. Один раз в две недели проводим детский досуг “Уроки сказок” Результативность: Произойдё т усвоение детьми нравственных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла. Закрепят умение выражать свои мысли в виде устных, письменных творческих работ. Научатся делать выбор в жизненных ситуациях с позиций нравственно – этических норм. Произойдёт стремление к самопознанию. Также проводим: «Литературные викторины», «Концерты», «Театральные представления» и др.
Расширяем возможности ребёнка через творческие мастерские. Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике: Мастерская «Квадратик» - Оригами; Мастерская «Карандаш»- рисование; Мастерская «Кирпичик» - постройки из строительного материала, конструктора; Мастерская «Головоломка» -игры головоломки; Мастерская «Самоделкин» - ремонт игрушек, лепка, аппликация, ручной труд из бросового и природного материала; Мастерская «Знайка» - работа в тетрадях.
Мы считаем, что культурные практики помогут детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогут подготавливать наших детей к взрослой жизни.