Олеся Исаева
Культурное развитие дошкольника средствами русского народного фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
«Культурное развитие дошкольника, средствами русского народного фольклора».
Необходимость обращения к истокам народного искусство, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу необходимость обогатить детей знаниями о русском народном фольклоре. Существенную роль в этом играет работа всех педагогов детского сада, которые используют в своей работе элементы народной культуры и фольклора. Процесс познания и усвоение духовной культуры должен начинаться как можно раньше. «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни:
Публикация «Культурное развитие дошкольника средствами русского народного фольклора» размещена в разделах
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
В своей работе с детьми, я постоянно знакомлю детей с русским народный фольклором, широко использую все виды малого фольклора сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы, колыбельные.
Необходимо широко использовать все виды фольклора :» Сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим, нравственным ценностям. В русском фольклоре каким то образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Фольклор малых форм дети любят, а значит, быстро запоминают. В русском фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, народная мудрость и русский характер, устремления и фантазия. Приобщая детей к малым формам фольклора - это приобщение детей к части духовной культуре народа.
Детям необходимо рассказать о быте русского народа, используя слова: «Изба, половики, печь, чугунок, самовар, кадка, светёлка, братчина».
Рассказать о том, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол, познакомить с правилами гостеприимства, которыми славен русский народа.
В нашем детском саду существует мини-музей «Русская изба» посвященный истории русского фольклора, быта.
Экспонаты мини-музея подбираю по принципу динамичности и вариативности деятельности, т. е. в музее ребенок может взять в руки любой предмет рассмотреть его, обыграть – подцепить ухватом чугунок и поставить его в печь, покачать детскую люльку, рассмотреть узоры на расписной посуде.
Музей находится в стадии формирования, однако, на его базе уже проходят выставки «Народные промыслы», «Музыкальные инструменты», «Деревянная игрушка». Во время проведения выставок в мини-музее проходили экскурсии для детей детского сада.
Чтобы заинтересовать педагогов в развитии музея «Русская изба», в музее проведено открытое занятие для воспитателей детского сада «Русская печка - всему дому кормилица».
Мое выступление на педагогическом совете с докладом о значении мини - музея в обучении и воспитании дошкольников заинтересовало педагогов и, ими были проведены консультации для родителей о необходимости мини-музея в детском саду.
Фольклорный мини-музей имеет свою специфику, так как включает самые разные варианты мини-музеев, тематика которых отражает культуру, быт, традиции разных народов. Если в геологическом мини-музее собраны камни, а в мини-музее книги — разнообразные книги, то в фольклорном музее представлены экспонаты, которые помогают понять фольклор и представить условия, в которых он рождался. То есть фольклорный мини-музей может рассматриваться как своеобразная иллюстрация к национальному фольклору. Он создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством. Это крайне важно, так как у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании загадок, поговорок, закличек, других жанров фольклора.
Во многих сказках упоминаются веретено, кудель и другие предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашей жизни. В русской горнице по-особому звучат народные песни, сказки, прибаутки. Фольклорный мини-музей можно назвать местом обмена информацией разных поколений и национальностей. В то же время он является комплексным мини-музеем, так как знакомит детей с историей, искусством, литературой, природой.
Считаю, что создание музея просто необходимо в детском саду, так как дошкольный возраст наиболее благоприятен для восприятия народного фольклора.