Мелихова Ирина Валерьевна
Консультация «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие культуры речи педагога и ее компоненты
2. Нормы и правила культуры речи педагога
3. Факторы, оказывающие негативное влияние на культуру речи педагога
1. Культура речи педагога – это одно из его важнейших профессиональных качеств. Понятие культуры речи педагога и ее компоненты Общая культура человека, наиболее ярко проявляется в его речи. Манера выражать собственные чувства и мысли, в определенном смысле является визитной карточкой каждого человека, а также характеризует его как профессионала в конкретном виде деятельности. Именно речь формирует первое впечатление о человеке. Поэтому каждому педагогу крайне важно развивать и совершенствовать собственную речь еще с момента обучения в ВУЗе.
Публикация «Консультация „Культура речи педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В профессиональной культуре речи педагога принято выделять три основных профессиональных компонента:
Нормативный компонент – определяет речевую правильность произношения слов.
Коммуникативный компонент – представляет собой способность воспринимать и понимать речь собеседника.
Этический компонент – представлен уместностью и правомерностью высказываний в соответствии с ситуацией.
Должностное положение педагога довольно часто не позволяет ему заниматься непосредственно развитием собственной профессиональной речи. Это связано с большой загруженностью и дефицитом свободного времени. Уверенность в том, что учащиеся в силу своего положения, в любом случае обязаны выслушать речь педагога и постараться понять ее содержание, приводит к тому, что некоторые учителя имеют низкий уровень культуры речи. Впоследствии такая речь входит в привычку, что негативно сказывается на авторитете педагога и эффективности преподавания. Не все педагоги понимают, что их речь является мощным средством управления учащимися и их основным профессиональным инструментом.
Таким образом, культура речи педагога представляет собой культуру мыслей педагога, уровень его профессионализма и нравственных качеств.
2. Нормы и правила культуры речи педагога. Высокая культура речи педагога представлена умением правильно, выразительно и точно излагать собственные мысли посредством языка. Для того, чтобы речь педагога была достаточно культурна и в то же время насыщена, необходимо придерживаться следующих правил и норм:
Содержательность – речь педагога, должна быть продуманной, сжатой, но при этом максимально информативной. В том случае, если речь педагога немногословна, но при этом содержательна, то это свидетельствует о высокой культуре и развитости мышления.
Логичность – педагог должен уметь излагать собственные мысли логично и обоснованно, высказываемые положения обоснованы, последовательны, взаимосвязаны и непротиворечивы.
Доказательность – приводимые педагогом в разговоре довод должны быть обоснованы, достоверны и по существу, всё, о чем говорится носить реальный и объективный характер.
Убедительность – цель речи педагога заключается в том, чтобы убедить собеседника в правильность тех сведений, которые он сообщает. Данное убеждение необходимо закрепить и укоренить в сознании каждого ученика. Для этого следует учитывать психологические характеристики учащихся, их системы ценностей и взглядов, уметь обращаться не только к разуму, но и к совести, иллюстрировать собственную речь яркими и доступными практическими (жизненными) примерами.
Ясность – речь педагога должна быть четкой, спокойной, сдержанной и иметь умеренный тон. В том случае, если речь слишком быстрая или напротив медленная, то ее сложно воспринимать собеседникам. Тусклая и невыразительная речь, не способна качественно передать идеи и мысли, их содержание и значимость.
Понятность – в процесс разговора необходимо использовать только понятные собеседнику термины и слова. Также следует убеждаться в том, что речь понятна учащимся, и они понимают именно тот смысл, который вкладывает в нее педагог.
Чистота речи – выражается отсутствие в ней чуждых литературному языку элементов и тех, которые отвергаются нормами нравственности.
3. Факторы, оказывающие негативное влияние на культуру речи педагога.
Негативное влияние на культуру речи оказывают :
Диалектизмы – это слова, представленные местными или территориальными говорами и диалектами.
Варваризмы – иностранные слова, которые включаются в речь без необходимости и тем самым нарушают смысл сказанного.
Жаргонизмы – слова, присущие конкретным социальным или профессиональным группам.
Вульгаризмы – представлены бранными и ругательными словами, которые унижают честь и достоинство человека.
Слова-паразиты – часто повторяемы слова, которые заслоняют общий смысл сказанного.
Междометия – различные неуместные звуки и слоги.
Канцеляризмы – слова и обороты, которые являются типичными для делового стиля общения и неуместными в профессиональной речи педагога.
Штампы – шаблонные и избитые фразы, которые часто употребляются, иногда и не к месту.
Малоизвестные слова, словосочетания, термины и т. д. – их использование не позволяет понять суть и содержание сказанного. В том случае, если избежать их применения невозможно, то после употребления необходимо дать им полное и понятное объяснение.
Для того, чтобы избежать данных факторов, необходимо соблюдать ряд условий:
1. Говорящий должен соблюдать самостоятельность мышления, то есть излагаемый педагогом материал должен быть понятен и педагогу, и учащимся.
2. Неравнодушие к тому материалу, который педагог излагает перед учащимися.
3. Хорошее знание языка, богатый словарный запас, развитые коммуникативные навыки.
Таким образом, педагогу, для овладения культурой речи необходимо проведение систематических речевых тренировок. Для этого следует как можно чаще выступать перед аудиторией, а также посещать выступления других ораторов (открытые занятия, семинары, конференции и т. д., с целью получения от них опыта. Кроме того, следует сформировать психологическую целевую установку на выразительность своей речи. Речь педагога должна свидетельствовать о его уважительном отношении к окружающим. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи - одним из важнейших профессиональных качеств.