Татьяна Бокунова
Консультация «Куклы-обереги. Что рассказать детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Куклы-обереги. Что рассказать детям
Все мы когда – то играли в кукол, не задумываясь о той глубиной роли которую куклы выполняли в повседневности наших предков.
Кукла – первая среди игрушек. Всюду, где селился и жил человек, кукла была неизменным его спутником.
Публикация «Консультация „Куклы-обереги, Что рассказать детям“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Темочки
Славянские куклы защищали, помогали удачно выйти замуж, родить ребенка собрать урожай,исцелить от болезней укрепить семью,помогали привлечь удачу и счастье, а так же их делали на удачную работу и брали с собой в дорогу.
До наших дней дошло множество традиций,связанных с изготовлением этих оберегов и их использование.
Куклы-обереги на Руси выполняли разную «работу»:
Игровые куклы делали только для увеселения детей. Это были игрушечные птицы, звери или фигурки людей. (н-р кукла «Пеленашка»)
Обрядовые куклы служили для совершения обрядов, празднования нового сезона,времени года. Так, во время проведения календарных праздников кукол сжигали, закапывали в землю, топили в воде как символ, их как бы отправляли в другой мир. (н-р праздник «Масленица»).
Обережные куклы - это особые куклы – помощницы,задача которых была оберегать мир людей от злых духов, а также помогать в исполнении праведных желаний. Такие куклы делались специально для защиты детей, для молодых людей, для беременных, для благополучия и процветания рода. Они выполнялись из природных материалов: дерева, лозы, травы,соломы. Кукла сделанная на основе березового полешка, оберегала семейное счастье, осина всегда считалась опасной для злых духов.
Славянские тряпичные куклы изготавливали женщины. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного".Оберег считался мощнее, если его мастерили не одна, а несколько родственниц.
Игрушка не была стандартна,даже в пределах одной улицы. Куклы созданные, одной семьей отличались от кукол другой семьи. Они несли отпечаток душевной среды семьи и понимание мира.
Существовали обязательные правила изготовления кукол.
Всех кукол – оберегов делали без лица, то есть не рисовали глаза, нос, рот. Далёкие предки считали, что через глаза в фигурку способен войти злой дух. Лицо славянских защитниц семьи обязательно делалось из белой ткани — символ чистых помыслов мастерицы. На белом лице иногда рисовали крест. Крест был священным символом, обозначающим солнце.
При изготовлении кукол нельзя было пользоваться ножницами и иглой. Ткань просто отрывали, а не резали, нитки перегрызали, все части оберега приматывали или привязывали. Поэтому второе название куколок — «рванки». Считалось, что резать ткань или нити, протыкать материал иголкой означало лишить будущий амулет энергии.
Будущих куколку скручивали на своих коленях, столом не пользовались. Так берегиня наполнялась только энергией создательницы. Стол славяне считали местом, где энергии членов семьи смешивались.
Материалы для таких поделок должны были быть натуральными и некрашеными. Считалось, что лучше было взять лоскут из ношеной одежды членов семьи (если только эта одежда была «счастливой»). Нитки для кукольных оберегов брали красные. Набивали тряпичных помощниц зерном или сухими травами,ориентируясь на их свойства.
Магическая помощница должна была делаться в один присест. Нельзя было разрывать процесс сотворения куклы, тем более растягивать его на два-три дня, изготовлением домашних берегинь воздерживались по большим праздникам,а также в пятницу и воскресенье.
Магических куколок делали не только из тряпок и лоскутов, но и скручивали из ниток. Такие изделия называли «мотанки» — их умели мастерить даже дети.
Прощаться с отслужившим своё маленьким помощником нужно было тоже правильно. Сначала фигурку разбирали — только руками, без ножниц и ножей. Затем составляющие сжигали в печи, можно было выбросить лоскуты в реку (текучую воду). Перед уничтожением нужно было
В Воронежском крае существовала своя традиция изготовления кукол – оберегов. Их так же делали из разных материалов: из травы, соломы, лыка, веточек, палочек, и, конечно же, из лоскутков ста рой ношеной одежды. Выполнялись они в лучших традициях народной куклы: использовалась простейшая конструкция народной игрушки, но строго выдерживались этнографические особенности народного костюма конкретного региона.
Наиболее распространенные куклы в Ворнежском области были: Мартинички, Кукла – Утешница, Стригушка, Лыковая кукла, тряпичная кукла, Кукла из золы -«Баба».
Мартинички- это нитяная пара кукол белого (зимнего) и красного (летнего) цветов. Использовались в обряде заклинания весны. Мартинички вывешивались на ветвях деревьев, чтобы привлечь наступление тёплого сезона.
Утешница– ее так назвали, потому что именно для этого кукла и создавалась,чтобы отвлечь плачущего малыша и занять его новой игрой. Дети общались с ней, делились бедами и радостями, доверяли самые тайные мысли и сокровенные желания.
Стригушка
Обрядовые куклы «Стригушки» делались в честь богатого урожая,
вязали их из сухой травы, сена,лыка или соломы,. Куклу называли «стригушка» потому, что пучок соломы из которого ее связывали,понизу ровно подстригали. Их было принято одевать в сарафаны, миниатюрные платочки, юбочки. Соломенные куклы сделанные из первого снопа считались священными, обряд их изготовления сопровождался песнями. Священную Куклу ставили в красный угол избы и хранили до следующего урожая. Так же «Стригушки» могли быть и игровыми куклами.
Лыковая кукла
Лыковые куклы изготавливают в последние годы в Воробьевском районе.
Их авторы Татьяна Поплавских,преподаватель местной художественной школы и ее ученики. Этих кукол делают из узких полосок липового лыка и наряжают в на
Тряпичная кукла
Во многом эта кукла схожа со своими современными аналогами,создававшимися на рубеже 19-20 веков. Эти куклы не предназначены для игры или совершения ритуалов, а скорее являются сувенирами и имеют яркую «этнографическую окраску». Эти поделки получили известность далеко за пределами Воронежской области.
Куклы из золы- «Баба»
Куклы из золы выполнялись Пелагеей Ильиничной Щербининой из села Шубное Острогожского района Воронежской области. Вплоть до 30 годов нынешнего столетия подобными куклами одаривали молодожёнов во время свадебных обрядов,чтобы они свили свой семейный очаг. Игрушки не имели ни рук, ни ног,а только голову в виде шара, полученного из просеянной,а затем смоченной и спрессованной золы.
Сегодня на традиционную куклу смотрят по – новому. Старые тряпочки и небрежность исполнения ушли в прошлое. Современные понятия красоты требует новых материалов и аккуратности. Сейчас мастерицы уже используют ножницы и иголки,но при этом остается простота и условность, ведь самое главное остаются внутренние смыслы. В наше время кукла стала добрым подарком для друзей и близких или просто предметом интерьера придающая дому гармонию и уют.