Валентина Бусыгина
Куклы народов России как способ развития у дошкольников художественно-эстетического и патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является патриотическое воспитание детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры. Приобщение детей к народному творчеству является важным средством формирования у них патриотических чувств.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не умеют различить народные промыслы.
В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Народная игрушка способствует формированию у детей национального самосознания, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.
Куклы любого народа имеют свои художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные бытом народа, его педагогикой.
Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе представления о семье, о женских и мужских ролях, о материнстве. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.
Также актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек продиктована социальным заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том числе представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
О возрождении культурных традиций, в которых значительное место занимает народная кукла, говорят исследования ученых Е. И Суховой, и Н Ю. Зубенко. Ученые считают русские народные сказки, песни, русскую народную куклу средствами духовно-нравственного воспитания детей. Приобщение к традициям и обычаям народа является составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги и родители, часто задумываемся над тем, какие игрушки находятся рядом с детьми.
Раньше сам процесс творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, указывая путь к развитию личности. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.
Создание кукол - это ручной труд. Он способствует совершенствованию координаций движений, точности в выполнении, развитию мышления, художественно-эстетическому развитию. Постепенно у детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, развиваются творческие способности.
При изготовлении конкретной куклы - поделки дети учатся планировать и контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее результаты. Таким образом, формируется целенаправленная деятельность дошкольников.
Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка. Как известно, «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».
В работе с детьми по ознакомлению с народными куклами используются различные формы и методы работы:
- беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Традиции и обряды русского народа», «Куклы - обереги».
чтение художественной литературы :(сказки «Василиса Прекрасная», «Крошечка -Хаврошечка»,стихотворений М. Пожарова «Тряпичная кукла», - просмотр театрализованных представлений. Игры (хороводные, подвижные, игры драматизации).
Экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников. Тематические досуги, праздники, развлечения.
Изготовление традиционных народных кукол, рисование кукол, одежды для них, выставки детского творчества.
Особое внимание необходимо уделять работе с родителями воспитанников : знакомить их с традициями и культурой русского народа, с традиционными тряпичными куклами, используя: - консультации «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей»;- привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол; - сотворчество родителей с детьми: «Создание тряпичной игровой куклы».
Таким образом, использование народной тряпичной куклы на практике оказывается эффективным средством повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, развития творческой активности дошкольников, способствует воспитанию нравственно-патриотических позиций.