Козлова Татьяна
Исследовательский проект для учащихся 3-го класса «Кто нас защищает»
▼ Скачать + Заказать документы
Основной целью проекта является формирование навыков исследовательской деятельности.
Этапы проекта
Проект состоит из 3 этапов : подготовительный, сбор информации, отчет и анализ.
Публикация «Исследовательский проект для учащихся 3-го класса „Кто нас защищает“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Подготовительный этап. На первом этапе ребятам объяснялась суть предстоящей деятельности, знакомство с основными критериями работы над проектом и объявление темы : «Кто нас защищает».
На стадии вызова использовался метод мозгового штурма. Давалось пояснение, что в жизни людей периодически возникают ситуации, когда им требуется помощь профессионалов. В моменты возникающей опасности, в зависимости от ее характера мы можем обратиться к разным людям. Детям предлагалось ответить, в какие условиях на чью помощь можно рассчитывать.
Учащиеся высказывали свои предположения, и в результате обсуждения, на доске появились названия следующих служб, обеспечивающих безопасность и защиту населения, способных оказать помощь в трудную минуту:
• армия,
• пожарная охрана,
• полиция,
• скорая медицинская помощь,
• служба спасения.
Ребятам вкратце предоставилась информация о каждой из этих служб, с наглядным материалом – картинками, фотографиями, слайдами, стихотворениями, заметками. (Связано это с тем, что у младших школьников преобладает образное мышление, а любая деятельность обучающего процесса будет эффективной лишь тогда, когда ребята заинтересованы.)
Проблематика должна быть близка и понятна детям, соответственно они должны увидеть связь темы проекта : «Кто нас защищает» с их обыденной жизнью. Лучше всего, если кто-то из учеников сможет рассказать о примерах из личной жизни, о родственниках и близких, которые являются представителями данных профессий.
Так как проект приурочен к празднику 23 февраля «День защитника Отечества», самостоятельную исследовательскую деятельность ребят решено было направить на такое подразделение, как армия, на примере родственников (отцов, дедов, старших братьев и так далее).
Этап сбора информации. На следующем этапе происходит наработка информации. Параллельно со сбором общей информации по теме проекта, ребята работали самостоятельно над своими мини-проектами. Источники общего сбора информации могут быть разнообразными. Так, например, учитель может организовать экскурсию в пожарную часть или службу спасения, устроить встречу с военными или полицейскими и т. д. Можно предложить им интервьюирование данных специалистов. Помимо этого, ребятами должна проводиться самостоятельная работа. Для того, чтобы учащиеся четко представляли цели своей деятельности, рекомендуется составить для них краткий план работы или предоставить ряд конкретных вопросов по данной тематике, требующих ответов. Например:
• В каких ситуациях и по каким телефонным номерам можно вызвать специальные службы? (01, 02).
• Как можно обратиться за помощью, помимо телефонной связи? (Обратиться в больницу, на пост милиции).
• Какие профессиональные праздники у людей, которые нас защищают, существуют, и когда их отмечают? (День медицинского работника, День Защитника Отечества).
• История специальных служб.
• Были (или есть) представители данных служб в семье учащихся?
Возможно выделение подтем проекта в каждой конкретной группе. Например:
• Виды и рода войск в Вооруженных силах России.
• Звания и погоны.
• Техника специальных служб: машины, оборудование.
• Внешний вид сотрудников, спецформа.
• Знания, физические данные и качества характера, которыми должны обладать сотрудники каждой группы людей.
В качестве подтемы или отдельной темы для проекта «Кто нас защищает» можно выбрать любое значимое событие с описанием и анализом роли каждой из специальных служб в его организации и проведении. Например, речь может идти об Олимпиаде или международном чемпионате, встрече глав государств.
Начиная самостоятельный поиск информации, учащиеся должны сформулировать, что именно они хотели бы узнать, что для этого нужно сделать (прочитать дополнительную литературу, обратиться к конкретному человеку, посетить какое-то заведение или учреждение).
Этап отчета и анализа. После поиска, обработки и анализа необходимой информации, каждый учащийся предоставил свой отчет. Главным требованием является необходимость наиболее полно предоставить сведения представителям класса и всем начальным классам. В данном случае ведущее значение имеет творческая деятельность. Форма предоставляемых данных может быть любой. Так, например, учащиеся могут :
• предоставить фотоотчет,
• статью-интервью,
• нарисовать рисунок,
• изготовить поделку,
• написать сочинение,
• придумать стихотворение,
• создать электронную презентацию.
Подводя итоги работы над проектом : «Кто нас защищает», учащиеся :
• рассказали о том, что они узнали и что еще хотели бы для себя выяснить,
• чему научились,
• все ли задуманное удалось осуществить или что-то не получилось сделать (во втором случае желательно выяснить причины, помешавшие успешному достижению поставленных целей и проанализировать их,
• оценили сам проект и свою работу над ним,
• высказали свои предложения и пожелания.
Результаты работы. В процессе работы над проектом «Кто нас защищает», учащиеся
• лучше узнали специфику деятельности каждой из специальных служб,
• учились самостоятельно находить необходимые сведения, привлекая разнообразные источники информации,
• учились анализировать и систематизировать полученные знания, предоставлять их в форме отчета.
Данная деятельность способствует:
• воспитанию чувства гордости за свою страну,
• развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества,
• развитию самостоятельности и творческой активности учащихся,
• формированию умений планирования, самоконтроля и самооценки своей деятельности, в соответствии с поставленной задачей,
• формированию мотивации к творческой деятельности.
Проект по окружающему миру «Кто нас защищает» позволяет связать между собой образовательный процесс и реальную жизнь, урочную и внеурочную деятельность, учит активности и любознательности, самостоятельности и творческому самовыражению.