Татьяна Гаврилина
«Круги Луллия» как эффективное средство для подготовки к обучению грамоте детей 6–7 лет с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций.
Публикация «„Круги Луллия“ как эффективное средство для подготовки к обучению грамоте детей 6–7 лет с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Все это изменяет процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушение звукопроизносительной стороны речи.
Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке в языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении. В дальнейшем, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.
Для преодоления выделенных нарушенийу детей данной категории, специалистами, в разделе «Подготовка к обучению грамоте», коррекционно-развивающая работа выстраивается согласно решению следующих задач:
Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически применять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.
Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.
Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.
Работа по обучению грамоте с детьми 6-7 летстроится поэтапно. Описание данной системы работы дано в программе «Подготовка к школе детей с ЗПР» Под общ. ред. С. Г. Шевченко. (Раздел подготовка к обучению грамоте).
Учитаывая наличие низкой познавательной активности, снижение познавательных интересов у детей с ЗПР, каждый раз специалисты находятся в постоянном поиске эффективных средств. Наше внимание остановилось на современном, увлекательном и игровом средстве из технологии -»Криги Луллия».
Игровое средство «Круги Луллия» представляет собой два или три круга разного диаметра, закрепленные на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на 6 секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. К каждому варианту дидактической игры прилагается набор сменных карточек, которые дети (или специалисты, в зависимости от цели игры, располагают на разных уровнях секторов.
Рассмотрим некоторые варианты использования «Круги Луллия» в реализации раздела «Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет с ЗПР.
Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте : «Звукарики», «Где спрятался звук?»,«Найди заданный звук в начале, середине и конце слова», «Составь слово», «Найди одинаковые звуки», «Слогопары», «Парочки по мягкости и твердости».
Цель игр: совершенствование навыков звукового анализа; расширение и активизация словаря.
Д/и «Звукарики»
Для этой игры используются 2 круга. На 1-ом круге картинки с изображением буквы (С, Ш,Ж. З,Ч,Р, на 2-ом круге картинка (нос, шуба,жук,ваза,туча, топор) и звуковая схема. По правилам игры нужно к букве подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове.
Д/и «Найди одинаковые звуки».
Для этой игры используются 2 круга : первый круг – картинки со буквой- подсказкой (А-арбуз,К-кот,Л-лук,Д-дом,Б-барабан, Г-гриб); второй круг – картинки с буквами (А-аист, К-кактус, Л-лопата, Д-дым, Б-бык, Г-гном). Вращая круги, ребенок должен подобрать пары слов: с одинаковыми первыми звуками (арбуз-аист, кот-кактус, с одинаковыми последними звуками (слон-барабан, дом-сом и др.).
Д/и «Составь слово»
Для этой игры используются 3 круга : : первый круг - первые слоги слов; второй круг –вторые слоги слов; третий круг –картинки слов. Вращая круги, ребенок должен построить и прочитать по слогам слова: ро-зы, гу-си, дя-тел, ве-ник и др.
Д/и «Слогопары»
Для этой игры используются 2 круга. Педагог выкладывает на двух кругах предметные картинки и предлагает ребенку объединить картинки с одинаковым количеством слогов.
( например: кит, лук)
Д/и «Парочки по мягкости и твердости»
Для этой игры используются 2 круга. На одном круге педагог выкладывает предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом, предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. Затем просит ребенка объединить картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками. ( например: лев - лопата).
Практика показала что, в результате использования средства «Круги Луллия»дети могут производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины, успешно овладевают чтением и письмом. Задания не только закрепляют знания по данному разделу, но и осуществляют связь с другими темами. Заложенный игровой принцип и необычные приемы способствуют быстрому запоминанию основных понятий, развитию воображения, мышления, памяти, навыков ориентирования в пространстве.