Папки-передвижки

«Круги Луллия» как эффективное средство для подготовки к обучению грамоте детей 6–7 лет с ЗПР

Татьяна Гаврилина
«Круги Луллия» как эффективное средство для подготовки к обучению грамоте детей 6–7 лет с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций.

Публикация «„Круги Луллия“ как эффективное средство для подготовки к обучению грамоте детей 6–7 лет с ЗПР» размещена в разделах

Все это изменяет процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушение звукопроизносительной стороны речи.

Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке в языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении. В дальнейшем, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.

Для преодоления выделенных нарушенийу детей данной категории, специалистами, в разделе «Подготовка к обучению грамоте», коррекционно-развивающая работа выстраивается согласно решению следующих задач:

Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически применять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.

Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.

Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.

Работа по обучению грамоте с детьми 6-7 летстроится поэтапно. Описание данной системы работы дано в программе «Подготовка к школе детей с ЗПР» Под общ. ред. С. Г. Шевченко. (Раздел подготовка к обучению грамоте).

Учитаывая наличие низкой познавательной активности, снижение познавательных интересов у детей с ЗПР, каждый раз специалисты находятся в постоянном поиске эффективных средств. Наше внимание остановилось на современном, увлекательном и игровом средстве из технологии -»Криги Луллия».

Игровое средство «Круги Луллия» представляет собой два или три круга разного диаметра, закрепленные на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на 6 секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. К каждому варианту дидактической игры прилагается набор сменных карточек, которые дети (или специалисты, в зависимости от цели игры, располагают на разных уровнях секторов.

Рассмотрим некоторые варианты использования «Круги Луллия» в реализации раздела «Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет с ЗПР.

Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте : «Звукарики», «Где спрятался звук?»,«Найди заданный звук в начале, середине и конце слова», «Составь слово», «Найди одинаковые звуки», «Слогопары», «Парочки по мягкости и твердости».

Цель игр: совершенствование навыков звукового анализа; расширение и активизация словаря.

Д/и «Звукарики»

Для этой игры используются 2 круга. На 1-ом круге картинки с изображением буквы (С, Ш,Ж. З,Ч,Р, на 2-ом круге картинка (нос, шуба,жук,ваза,туча, топор) и звуковая схема. По правилам игры нужно к букве подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове.

Д/и «Найди одинаковые звуки».

Для этой игры используются 2 круга : первый круг – картинки со буквой- подсказкой (А-арбуз,К-кот,Л-лук,Д-дом,Б-барабан, Г-гриб); второй круг – картинки с буквами (А-аист, К-кактус, Л-лопата, Д-дым, Б-бык, Г-гном). Вращая круги, ребенок должен подобрать пары слов: с одинаковыми первыми звуками (арбуз-аист, кот-кактус, с одинаковыми последними звуками (слон-барабан, дом-сом и др.).

Д/и «Составь слово»

Для этой игры используются 3 круга : : первый круг - первые слоги слов; второй круг –вторые слоги слов; третий круг –картинки слов. Вращая круги, ребенок должен построить и прочитать по слогам слова: ро-зы, гу-си, дя-тел, ве-ник и др.

Д/и «Слогопары»

Для этой игры используются 2 круга. Педагог выкладывает на двух кругах предметные картинки и предлагает ребенку объединить картинки с одинаковым количеством слогов.

( например: кит, лук)

Д/и «Парочки по мягкости и твердости»

Для этой игры используются 2 круга. На одном круге педагог выкладывает предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом, предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. Затем просит ребенка объединить картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками. ( например: лев - лопата).

Практика показала что, в результате использования средства «Круги Луллия»дети могут производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины, успешно овладевают чтением и письмом. Задания не только закрепляют знания по данному разделу, но и осуществляют связь с другими темами. Заложенный игровой принцип и необычные приемы способствуют быстрому запоминанию основных понятий, развитию воображения, мышления, памяти, навыков ориентирования в пространстве.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Круги Луллия» для детей 4–5 лет своими рукамиДидактическая игра «Круги Луллия» для детей 4–5 лет своими руками В современной педагогической практике всё больше используются, казалось бы, устаревшие модифицированные педагогические технологии. Сегодня.

Дидактическое развивающее пособие «Круги Луллия» для дошкольниковДидактическое развивающее пособие «Круги Луллия» для дошкольников Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки: цвет, форму (объемную, плоскостную, количество, части, изменения.

Дидактическое пособие «Круги Луллия «Расскажи сказку» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Круги Луллия «Расскажи сказку» для детей младшего дошкольного возраста Цель: создать условия для восприятия сказок, побудить к активному речевому общению детей. Задачи: Образовательные: 1. Формировать умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Круги Луллия» как эффективное средство для подготовки к обучению грамоте детей 6–7 лет с ЗПР
Опубликовано: 4 ноября 2024 в 13:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Круги Луллия» как эффективное средство для подготовки к обучению грамоте детей 6–7 лет с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гаврилина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД