Алла Гречишкина
«Кризис 3-х лет». Материалы родительского собрания в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Знакомство
(передавая воздушный шарик, назвать свое имя и сказать, какое слово-прилагательное наиболее точно характеризует вашего ребенка)
2. Игра «Уронили мишку на пол».
- До начала упражнения вспомним различные четверостишия детских писателей («Идет бычок, качается», «Самолет построим сами…»)
Затем раздаются карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения А. Барто.
Уронили мишку на пол,
Все равно его не брошу,
Оторвали мишке лапу.
Потому что он хороший.
Публикация «„Кризис 3-х лет“, Материалы родительского собрания в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задание – объединиться в подгруппы хором произнести стихотворение.
3. Игра «Непослушные шарики»
- в подгруппе взяться за руки, образовать круг. Каждой команде выдается воздушный шарик.
Задание. Нужно любыми способами, но, не расцепляя рук, удерживать шарик в воздухе как можно дольше.
В процессе игры постепенно добавляется командам по 1 шарику, пока в каждой команде не будет 3-4 шариков. Побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики.
4. Сообщение темы занятия. Теоретический материал.
КРИЗИС – хорошо или плохо?
Кризис — состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека.
Возрастные кризисы :
1 года: связанный с недостаточностью эмоционального общения для овладение действиями
3 лет: негативизм, упрямство, самоуправство.
7 лет: потеря непосредственности. Период рождения социального «Я» ребенка.
11-12 лет: тревога, неустойчивость в принятии решений, растерянность, раздражение, пессимистические взгляды.
17-18 лет: встреча с взрослостью — переживания связанные с самоопределением, поиском своего места в мире взрослых и так далее в 25, 30, 35, 40 лет…
В первые три года жизни складываются основы самосознания, личности, деятельности, ребёнка. Именно в этот период закладываются отношение ребенка к миру, к другим людям и к себе; основные формы общения со взрослыми и сверстниками.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Кризис трёх лет - эмоционально очень тяжёлый период развития, как для родителей, так и для самого ребёнка. Известный педагог С. Соловейчик назвал этот период "большой войной с маленьким человечком". Изменяется поведение малыша, обостряется его стремление к самостоятельности, он начинает чувствовать себя независимым от взрослых. Ребёнок начинает понимать, что уже многое он может сделать сам, без помощи родителей.
Проявление самостоятельности связано с попыткой ребёнка научиться жить и действовать самому, как отдельному, ни от кого не зависящему существу. Одним из признаков этого является то, что малыш начинает говорить о себе в 1 лице. Если раньше вы слышали: "Маша хочет пить!", то теперь ребёнок совершенно отчё тливо произносит: "Я хочу пить!" Слово "Я" в его лексиконе становится одним из самых употребляемых.
Ребёнок хочет быть хозяином своего поведения и настаивает на этом. Его упрямство - способ проявления собственной воли. На любое возражение может реагировать криком, слезами, нередко переходящими в настоящую истерику. Он часто отказывается от любого предложения взрослого - "Не хочу!", "Не буду!", "Не надо!". Такая капризность ребёнка - пока единственная возможность проявления своей значимости, а также возможность потребовать её уважения от других. Он отрицает всё, что исходит от взрослого.
Тяжёлое кризисное поведение - абсолютно нормальное поведение для трёхлетнего ребёнка. Яркое проявление самостоятельности и самоутверждения ребёнка - свидетельство того, что его развитие идёт в соответствии возрасту. Не стоит пугаться кризисного поведения, не стоит говорить ребёнку, что он "плохой" или хуже других. Надо попытаться помочь ему преодолеть этот сложный период и смягчить проявления кризиса.
Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка – дошкольника.
3 года
- Может вести себя некоторое время "хорошо"
- Способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры.
- Помогать взрослым.
- В какой-то мере быть чутким к переживаниям других.
- Допускать незначительные изменения в обещаниях взрослых.
Нормально "плохое" поведение
Не хочет сотрудничать с другими детьми.
Не хочет заботиться о других.
Эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным. Истерики, слезы, крик.
Так как же лучше реагировать на упрямство и капризы ребёнка? Как помочь преодолеть кризис трёх лет? Попробуйте воспользоваться следующими советами:
Поощряйте самостоятельность и активность малыша.
Установите границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Покажите ребёнку зону "можно" и "нельзя";
Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребёнку, то стойте на своём до конца. В противном случае слёзы и истерики станут для него удобным способом добиться своего. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребёнку одинаковые требования;
Во время приступа упрямства не ругайте и не уговаривайте ребёнка. Он не обратит на вас внимания. Для любой истерики требуется зритель, и ваше особое внимание будет только на руку маленькому упрямцу. Во время приступа попытайтесь переключить внимание малыша, показав ему что-то новое и интересное. В противном случае, вы можете какое-то время не обращать на него внимание - истерика пройдёт сама собой, ведь кричать и топать ногами без зрителей совсем не интересно.
Не надо сердиться на ребенка, пытаться «переломить» его, отвечать на его крик криком, тем более наказывать. Такая позиция взрослых может лишь закрепить неправильное поведение, а иногда и дать толчок формированию отрицательных черт характера.
Подумайте, нет ли у ребенка причин для капризов и упрямства. Может быть, он тяготится излишней строгостью, слишком частыми запретами? Может быть, отрицательно относится к кому-либо — допустим, его обижают старшие дети.
Найдите в себе силы терпеливо отнестись к топанию ногами или крику. Учтите, что ребенок иной раз и сам бы рад успокоиться, да не может. Помогите ему, переключив его внимание на что-то, не имеющее отношения к данной ситуации, скажем, на голубя, севшего на подоконник, на яркую картинку в книжке, поставьте на проигрыватель пластинку, которую он любит.
Если позиция взрослых правильна, подобные нарушения в поведении ребенка обычно через полгода-год проходят.