Яна Пинчук
Коррекция экспрессивной речи у неговорящих детей
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов города «Коррекция экспрессивной речи у неговорящих детей
(подход Клементьевой И. С.)».
Подготовила: учитель-логопед МАДОУ Детский сад № 3 «Дюймовочка» г. Бирска Пинчук Я. А.
Публикация «Коррекция экспрессивной речи у неговорящих детей» размещена в разделах
Бирск, 2023 г.
- В основе коррекции экспрессивной речи у неговорящих детей Клементьевой И. С. лежит методика Новиковой-Иванцовой. Особенности авторского подхода: 1. Визуальные опоры (жест, предмет, символ). 2. Отработка речевого навыка идет по цепочке. К предыдущему материалу присоединяется новый. Работа начинается с формирования учебного поведения. 1. Установить ритуал начала занятия - это позволяет настроить ребенка на работу, снять напряжение и тревогу (короткие подвижные/логоритмические игры – приветствия, сенсорная тропинка. 2. Выстроить работу от простого к сложному. 3. Определить у ребенка зону ближайшего развития. 4. Держать фокус внимания на себе. Использовать яркий реквизит, эмоции, артистизм. 5. Чередовать задания, включая двигательную активность при снижении концентрации внимания ребенка. 6. Использовать мотивационные стимулы (игрушки с мотивационной коробки) как поощрение желаемого поведения. Чем хуже у ребенка у ребенка желание к выполнению задания, тем выше необходимость введения ему поощрения, мотивационного стимула. Таким мотивационным стимулом для ребенка может стать – мотивационная коробка. У данного стимула есть несколько правил: а) коробка должна быть прозрачной и плотно закрываться; б) доступ к коробке только через педагога; в) подкреплять выполнение заданий с помощью мотивационной коробки нужно сразу же, а не в конце занятия; г) мотивационную коробку следует протестировать с ребенком – чтобы понять, какие игрушки в ней будут стимулом для выполнения заданий. Из чего может состоять мотивационная коробка: свечи, мыльные пузыри, фонарик, тянущиеся фигурки, заводные и светящиеся игрушки, живой песок… 7. Установить четкие правила и обозначить границы на занятии. 8. Использовать любимых персонажей ребенка. 9. Выстроить систему работы по иерархии усложнения задач, за то, что ребенок уже хорошо выполняет задание, поощрять не нужно, необходимо усложнить задачу и только после ее решения поощрить. - Помните, что формирование любого поведения – это не быстрый процесс. Если ребенка сложно замотивировать качественно заниматься, возможно нужна помощь других специалистов – нейропсихолога, психолога, невролога. Часто требуется комплексный подход для эффектной коррекции. Структура индивидуального занятия с неговорящим ребенком. 1. Артикуляционная гимнастика (работа с гласными). 2. Логоритмика. 3. Вызывание звука/слова/фразы. 4. Слуховое внимание/восприятие. 5. Формирование грамматических представлений на начальном этапе. Способы наращивания фразы: 1. Слова «там», «на», «дам», «и», «у», «вот». 2. Цепная структура. 3. Слова «купи», «буду», «пока», «тихо», «дома». 4. Сюжет. 5. Слова, которые вызывают эмоции: - тяни -вези -кати -лети -беги - В конце свое выступление хочется дополнить словами доктора Хаим Гинотта: «Дети похожи на мокрый цемент. Все, что на него попадает, оставляет свой отпечаток». - Спасибо за внимание!