петрова ольга
Коррекция поведения детей через использование подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекция поведения детей через использование подвижных игр»
Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя гиперактивные дети, отличающиеся от остальных сверстников тем, что они двигательно расторможенные, всем остальным видам деятельности предпочитают бесцельную беготню по группе.
Слишком шумные, беспокойные, эти дети трудно сосредотачивают внимание на познавательной или игровой деятельности, предлагаемой взрослым, а «заразившись» ею, быстро остывают и вновь начинают проявлять двигательное беспокойство. Нередко в эту категорию попадают дети с преобладающим холерическим типом темперамента. Однако, следует учитывать: холерики, сбросив двигательное напряжение в предложенных взрослым видах игровой деятельности, способны упорядоченно, длительно, самостоятельно заниматься деятельностью спокойного характера, в то время как гиперактивные воспитанники нуждаются в постоянном контроле со стороны взрослого, цель которого переключать их на спокойные виды игр.
Темочки:
Основное назначение подвижных игр, используемых в дифференцированной работе с гиперактивными детьми - создание условий для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом, предупреждение и снятие двигательного беспокойства, формирование умения точно выполнять задания взрослого, развитие слухового (зрительного) внимания. С такими детьми целесообразно организовывать подвижные игры и упражнения, требующие соблюдения игрового правила с отсрочкой двигательной реакции на сигнал, а также индивидуальные коррекционные игры и упражнения, способствующие регуляции процессов возбуждения в коре головного мозга. Особое место могут занять игры, которые развивают координацию движений, чувство равновесия, тонкую моторику рук.
Организуя коллективные игры со всей группой, на роль водящих сначала выбирают детей уравновешенных, умеющих выдерживать и выполнять договорное правило, а затем главные роли доверяют «шустрикам», т. к. они не боятся новых двигательных заданий и с удовольствием участвуют в играх на развитие быстроты и ловкости.
Другая группа «особых» детей более удобна для педагогов и родителей. Это так называемые медлительные дети – тревожные, легкоранимые дети, они редко привлекают к себе внимание громким криком или чрезмерной двигательной активностью, чаще остаются в тени, даже обладая прекрасными изобразительными или исполнительскими способностями, предпочитая одиночные игры с игрушками или наблюдение со стороны за деятельностью других, более раскрепощенных сверстников.
В условиях пребывания в ДОУ медлительные дети зачастую не успевают уложиться во временные рамки, отведенные для выполнения той или иной деятельности, другие дети постоянно вынуждены их ждать, что нередко провоцирует возникновение конфликтов в детском коллективе. Взрослые, у которых они вызывают раздражение, то и дело бранят и наказывают их, а сверстники не очень охотно принимают таких детей в игры. Вместе с тем, именно эти дети гораздо чаще нуждаются в поддержке и опережающей похвале взрослого, стимулирующей их самостоятельную двигательную деятельность, в демонстрации вариантов организации игр вместе с другими детьми.
Для медлительных детей будут весьма полезны релаксационные упражнения: они не только способствуют снятию мышечных зажимов, но и позволяют установить эмоционально положительные, доверительные отношения со взрослыми и детьми.
С этими детьми целесообразно организовывать специальные корригирующие игры и упражнения, направленные на развитие ловкости и быстроты движений.
При взаимодействии с медлительными детьми очень важно оказывать эмоциональную поддержку их инициативности в отборе подвижных игр; педагогу желательно время от времени подключаться к самостоятельной деятельности детей с целью инициирования динамичных видов активности, периодически вносить спортивные игровые атрибуты и спортивный инвентарь, позволяющий поддерживать интерес к самостоятельной двигательной деятельности.
Предложенные игры можно также использовать и со всей группой детей, регулируя общий эмоциональный фон группы: повышая его за счет использования игр с высокой ДА или понижая, успокаивая детей. Количество повторов одной игры и ее длительность зависят от интереса к ней детей, но существует негласное правило: лучше закончить игру немного раньше, чем немного позже.
Система мер, направленных на активизацию двигательной деятельности детей с низким уровнем ДА (медлительные дети)
1. Индивидуальные упражнения воспитанников в различных видах ДА в форме игровых упражнений в малых подгруппах, включающих детей с равным уровнем ДА.
2. Эмоциональная поддержка инициативности детей в отборе подвижных игр для самостоятельной ДА
3. Подключение к самостоятельной деятельности детей с целью инициирования динамичных видов активности
4. Объединение (без навязывания) детей разной подвижности в совместной парной игре, предоставление им одного предмета на двоих (мяч, кукла, обруч и т. д., показ вариантов действий (если это необходимо)
5. Индивидуальное обучение ребенка правилам новой подвижной игры, которая будет разучиваться с остальными детьми позже, с тем, чтобы малоподвижный ребенок мог исполнить роль ведущего или ловишки.
6. Применение упражнений или заданий, которые помогают детям почувствовать уверенность в движениях, оценить свои умения
Система мер, направленных на упорядочение двигательной деятельности детей с высоким уровнем ДА (гиперактивные дети)
1. Использование подвижных игр и упражнений, требующих соблюдения игрового правила с отсрочкой двигательной реакции на сигнал
2. Использование игр и упражнений, развивающих грацию и пластику движений
3. Индивидуальные коррекционные игры и упражнения, влияющие на регуляцию процессов возбуждения в коре головного мозга
4. Объединение (без навязывания) в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставление им одного предмета на двоих, показ вариантов действий
5. Индивидуальное усложнение заданий, внесение в подвижную игру элементов драматизации, познавательных и логических заданий
6. Использование этюдов психогимнастики, направленных на расслабление отдельных групп мышц и нормализацию психического тонуса ребенка, в т. ч. с помощью музыки, естественных природных звуков
7. Использование метода принудительно – облегчающего упражнения, побуждающего детей с помощью оборудования выполнить действие с заданными параметрами (удержать мешочек на голове, бег между предметами и т. д.)
8. Увеличение количества повторов игровых действий в общей игре