Екатерина Рыкова
Коррекция моторной сферы дошкольников с дизартрическими расстройствами
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание технологии реализовывалось на основе актуализации и активизации деятельности различных анализаторных систем: зрительного, тактильного, слухового, сочетания слухового и тактильно анализаторов, взаимодействия слухового восприятия и моторной образной сферы.
Первый этап - создание ориентировочной основы действий при материализации и развернутом сопряженном речевом сопровождении алгоритма формируемых орально-артикуляционных навыков.
Второй этап - усвоение общего способа, алгоритма действий.
Публикация «Коррекция моторной сферы дошкольников с дизартрическими расстройствами» размещена в разделах
Третий этап - применение освоенного детьми общего алгоритма действий по развитию артикуляционной и пальцевой моторики, в соответствии с заданным эталоном.
Четвертый этап - представление всех элементов действия форме заданной позы, частичное снятие материальных опор, формирование точных содружественных движений рук и языка.
Пятый этап - этап формирования действия без материальных опор, закрепление кинетических и кинестетических ощущений.
Шестой, завершающий, этап - формирование действия во внутренней (свернутой) программе, полное исключение материальных опор, актуализация опоры на кинетические и кинестетические ощущения, превращение ощущений в осознанный акт.
Целью формирующего эксперимента является оптимизация коррекционного обучения за счет введения в содержание логопедического воздействия специального раздела «Нейроартикуляционная гимнастика» предусматривающего развитие и усиление кинетических и кинестетических ощущений за счет, содружественных движений пальцев рук и артикуляционного аппарата, на индивидуальных занятиях, что будет является средством коррекции звукопроизношения, а также средством гармонизации коррекционной деятельности.
Исходя из констатирующего эксперимента, мы поставили задачу провести формирующий эксперимент, который включает в себя разработку и апробацию системы коррекционной работы предусматривающий развитие мелкой и артикуляционной моторики с помощью «Биоэнергопластики» у детей дошкольного возраста с расстройствами речи.
Для этого нами была разработана картотека нейроартикуляционной гимнастики для отработки артикуляционных укладов всех групп звуков у детей дошкольного возраста с расстройствами речи.
Применение упражнений биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста требует соблюдения определенных правил. Артикуляционные упражнения проводят одновременно с движениями сначала одной кисти, затем обеих кистей, которые имитируют движения челюсти или языка в зависимости от артикуляционного упражнения. Приведем пример, упражнение «Рупор» большой палец соединен с указательным кольцом, губы округлены и выдвинуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Такие упражнения усложняются или наоборот дробятся, в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Основные условия проведения нейроартикуляционной гимнастики :
- сосредоточение внимания на одновременности выполнения артикуляционных движений с движением кистей и пальцев;
- четкое выполнение каждого движения (небрежность недопустима);
- упражнения сначала выполняют многократно перед зеркалом;
- использовать как игровую форму артикуляционной гимнастики.
Приведем несколько примеров упражнений биоэнергопластики, которые мы использовали на этапе формирующего эксперимента. Подробные комплексы упражнений «биоэнергопластики» для формирования всех артикуляционных укладов и развития мелкой моторики представлены в приложении.
Упражнение «Часики» исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет 1, острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет 2 - внутренней стороны правой щеки. Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак, эти движения повторяются 10-15 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
На практике использование системы упражнений биоэнергопластики, формирует у детей сосредоточенность на выполнении упражнения, ребенок не отвлекается на посторонние раздражители.
Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения дети среднего дошкольного возраста с расстройствами речи научились четко координировать движения артикуляционного аппарата с движениями пальцев и кистей рук, что значительно ускорило переход к следующим задачам коррекционного обучения.
Таким образом, «Биоэнергопластика» гармонично сочетая в себе элементы базовых систем: артикуляционную гимнастику и развитие пальцевой моторики, формирует кинетический и кинестетический артикуляционный праксис, активизирует работу коры головного мозга и является мощным средством развития и коррекции речи у детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами речи.
По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, который позволил сделать вывод об эффективности предложенной нами технологии биоэнергопластика. Дошкольники экспериментальной группы, продемонстрировали стабильную положительную динамику в развитии артикуляционного и пальцевого праксиса, что позволило перейти к следующему этапу коррекционной работы постановке звуков, гораздо быстрее.