Молчанова Лариса
Коррекция когнитивной и эмоциональной сферы детей 4–6 лет с ЗПР с помощью интеграции инновационных методов в сказках
▼ Скачать + Заказать документы
Детям с ЗПР свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность. А в процессе образовательной деятельности, работе над сказкой, её театрализацией дети находятся в состоянии очень высокого психоэмоционального возбуждения. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела и эмоциональным перегрузкам, которые отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Как следствие у них появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе, мышечные зажимы, что в свою очередь усиливает отрицательное воздействие на формирование высших психических функций (внимания, памяти, мышления, речи и др.) и развитие эмоционально-волевой сферы.
Публикация «Коррекция когнитивной и эмоциональной сферы детей 4–6 лет с ЗПР с помощью интеграции инновационных методов в сказках» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Снять это напряжение, успокоить их, нам помогает использование в работе нейропсихологических релаксационных техник.
Релаксационные упражнения относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий.
Применение нейропсихологических релаксационных упражнений сопутствует тому, что дети становятся более спокойными, они лучше понимают инструкции, становятся более коммуникативными. Так же многие упражнения на релаксацию учат детей лучше чувствовать свое тело, управлять им, снимать мышечные зажимы.
Регулярное выполнение этих упражнений делает ребёнка более, уравновешенным, а также позволяет ребёнку лучше понять свои чувства. В результате ребёнок владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
При любом занятии ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений. Как правило, при этом «глаза смотрят в одну сторону, руки — в другую, а ноги — в третью». Упражнения направлены в основном на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшениям психического самочувствия. Поэтому все нейропсихологические рефлексивных упражнения проводятся в конце какой-либо деятельности: НОД, коррекционно-развивающие занятия, театрализации сказок и др.)
В результате проводимой работы по проекту можно отметить, что систематическое использование нейропсихологических релаксационных упражнений с детьми, имеющими мозговые дисфункции с задержкой психического развития, приводит к достоверному увеличению у них продуктивности, объёма и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психоэмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и нестабильности. Использование нейропсихологических рефлексивных упражнений на специальных занятиях, а также в качестве физкультурной паузы, даёт как срочный, так и кумулятивный (накопительный) эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния. Средства рефлексии идеально подходят для того, чтобы “…ум ребёнка развивать так, чтобы противоречие служило ему не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе над проблемой”.
- Игры, помогающие добиться состояния релаксации путём чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой («Поймай бабочку», «Лягушонок», «Согреем бабочку», «Часики», «Каша кипит»).
- Игры с прищепками. (Релаксация достигается путём сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки, монотонные движения руками и сжимание мышц кистей рук затормаживают отрицательные эмоции) («Поможем маме», «Ёжик», «Зайчик и собака», «Глупая ворона»).
- Игры – «усыплялки» имеют сильное психоэмоциональное воздействие на ребёнка, расслабляют и лечат («Усыплялка для ладошек», «Малышам всем спать пора», «Игрушки»).