Лиана Габдрахманова
Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе НОД
▼ Скачать + Заказать документы
"Консультация «Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе НОД»
Воспитатель МАДОУ
детского сада «Солнышко»
Габдрахмнова Л.А.
Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Публикация «Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе НОД» размещена в разделах
Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. В тот момент, когда у детей появляются первые признаки переутомления воспитателю целесообразно провести динамическую паузу, смену вида деятельности.
Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, зрительные и дыхательные гимнастики, массаж кистей рук (пшеном, рисом, пальцев (шариками, шестигранными карандашами, ритмические упражнения, нетрадиционная образовательная деятельность: ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пугавицам, «классики» и т. д.
Динамическая пауза должна органично вписываться в ход образовательной деятельности, иметь тематическую связь с ним, создавать необходимую атмосферу, снижающую напряжение.
Утро лучше начинать с психологического тренинга «Доброе утро, дети!». Дети становятся в круг. К первому от себя ребенку протягиваем ладони, рядом стоящий ребенок протягивает свои ладони, говорим: «Доброе утро, Сережа! Он отвечает: «Доброе утро, Татьяна Ивановна». Поворачивается, и рядом стоящему ребенку, встретившись ладонями, говорит: «Доброе утро, Настя» - «Доброе утро, Сережа». По кругу последний ребенок протягивает мне ладони: «Доброе утро, Татьяна Ивановна». «Доброе утро, Софья!». Игра закончилась, а настроение у детей заметно улучшилось, они окончательно проснулись.
Дети очень любят игру – тренинг «Человек к человеку». Стоящих в кругу детей делим на пары и начинаем играть: ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. Такие динамические паузы-тренинги лучше проводить между образовательными деятельностями, т. к. они положительно настраивают детей.
С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно во время образовательной деятельности в детском саду использовать пальчиковую гимнастику, подвижные игры со словами, скороговорки. При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.
Во время образовательной деятельности по развитию речи можно использовать упражнения по звукопроизношению с движением. Например:
Ча–ча–ча, печка очень горяча. (Три хлопка, руки вперед.)
Чи–чи–чи, печет печка калачи. (Три хлопка, руки в стороны.)
Чу–чу–чу, будет всем по калачу. (Три хлопка по коленям, руки вперед.)
Чо–чо–чо, осторожно: горячо! (Три хлопка, руки за спину.)
Можно использовать скороговорки:
Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек, не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок –
Сразу поссорились сорок сорок.
Эффективно использовать виды движения при разучивании стихотворения.
Гуси серые летели,
Да летели, да летели (Взмах руками в такт словам.)
И присели, посидели, (Приседание.)
Да и снова полетели, (Взмах руками.)
За столы тихонько сели.
Во время образовательной деятельности по формированию математических представлений динамическую паузу можно связать с содержанием образовательной деятельности. Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько Наташа ударит мячом об пол, или присесть на единицу больше названного числа. Для закрепления порядкового или количественного счета, величины и т. д.
Например: 1 – руки в стороны, 2 – руки вверх, 3 – руки вперед, 4 – присесть и так до 5, 6, 7, 10.
Во время изобразительной деятельности, например по рисованию применяют подвижные игры со словами:
Мы старались рисовать, (Руки в стороны.)
Трудно было не устать. (Руки вверх.)
Мы немного отдохнем, (Присесть, руки вперед.)
Рисовать опять начнем. (Встать, опустить руки.)
Еще пример:
Мы топаем ногами –
Топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками –
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки разведем
И бегаем кругом.
Двигательной деятельностью нужно наполнять перерывы между образовательными деятельностями, если на них большая нагрузка досталась мышцам рук (рисование, лепка, то в промежутках проводится упражнения с движениями рук, их энергичным сжиманием и разжиманием, потряхиванием кистей. Иногда можно использовать хороводные игры, игры соревновательного характера.
Динамическая пауза дает возможность воспитателям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в нее, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую динамическую паузу в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться. Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем, с тем, чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название упражнения или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешке или стихотворению. Наиболее благоприятным временем для проведения динамической паузы следует считать переход между этапами работы на одной образовательной деятельности, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую, когда воспитатель замечает утомление детей.
Динамические паузы выполняют следующие функции:
1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
5. Обучающая – даёт новые знания, умения, навыки, и закрепляет их.
6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
7. Коррекционную – «исправляет» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
Таким образом, все двигательно-оздоровительные моменты направлены на развитие и укрепление психического и физического здоровья ребёнка.