Ольга Фомичева
Проект «Конструктор нового поколения Магформерс»
▼ Скачать
Аннотация.
Данный проект предполагает использование конструкторов «нового поколения», как инструмента для обучения детей 6 – 7 лет техническому конструированию и робототехнике. Проект разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучение детей осуществляется на основе системно-деятельностного подхода. Проект призван поддерживать инициативу детей дошкольного возраста в области технического конструирования и робототехники.
Публикация «Проект „Конструктор нового поколения Магформерс“» размещена в разделах
Введение.
На современном этапе возникает необходимость в организации образовательной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей ребенка, требований социума в направлениях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). ФГОС ДО нацеливает педагогов на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Актуальность.
Развивающие конструкторы нового поколения, в том числе магнитный конструктор «Магформерс» - это новая игровая технология актуальная в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Применение магнитного конструктора «Магформерс» в образовательной деятельности:
- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);
- развивать логическое и конструкторское мышление, любознательность, познавательную мотивацию, воображение и творческую активность.
- Даёт возможность педагогу объединять игру с исследовательской и продуктивной деятельностью. Основная направленность конструктора «Магформерс» создание ребенком «технических новшеств», где в процессе создания происходит:
-обучение моделированию;
- сенсорное развитие;
-развитие логического, математического, научного мышления. -стимулирование любознательности, творчества, воображения.
Перспективность применения конструктора «Магформерс» в образовательной деятельности дошкольников, в том числе и дошкольников с ОВЗ обусловливается его высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и образовательных целях.
С его помощью дети с ОВЗ научатся определять цвета, величину, форму предметов, развивая сенсорное восприятие. Обучатся навыкам группировать предметы по нескольким признакам, свойствам, овладеют навыками сопоставления, сравнения, обобщения. Научатся сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, соизмерять предметы по длине, ширине, высоте, величине в целом.
Моделирование с помощью простых геометрических форм конструктора «Магформерс», возможно самый легкий и увлекательный способ создания объемных фигур любой сложности. Благодаря сильным магнитам внутри сторон треугольников, квадратов, многоугольников ребенок учится самостоятельно создавать сложные 3D постройки. Воображение с магнитным конструктором «Магформерс» легко и увлекательно создавать сложные 3D модели окружающего мира и демонстрировать результаты творческих усилий. Моделирование очень позитивно влияет на развитие воображения у ребенка. Креативность создавая разнообразные модели животных, машин, строений, ребенок развивает объемное мышление. Следствием эволюции пространственного мышления является развитие творческих способностей и все новые идеи моделирования. Логическое мышление процесс пошагового создания моделей из конструктора «Магформерс» развивает логику, алгоритмизацию суждений и действий. Превращение плоских фигур в объемные способствует развитию пространственного мышления, ребенок учится правильно соотносить части и целое. Развивающий конструктор закладывает базовые принципы научного мышления. В процессе увлекательной игры происходит знакомство с понятиями «больше», «меньше», «точно» и «приблизительно». Любознательность удовлетворение от успешного решения поставленной задачи – лучший способ стимулирования любознательности. Магниты позволяют не только легко строить, но и надежно сохраняют результат, демонстрируя творческие достижения. Математическое мышление ребенок учится использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, объединять и разъединять различные геометрические фигуры, сравнивать, суммировать и вычитать. Улучшает мелкую моторику через прикосновение, объединение и разъединение различных геометрических форм. Стимулирует развитие мозга посредством высокой двигательной активности пальцев рук, знакомя с основными цветами спектра.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, воспитатели, родители.
Вид проекта : Познавательно- творческий.
Срок реализации проекта : долгосрочный /с 1.09.2023г. по 30.05.2024г. /
Цель: развитие конструктивных и логико-математических компетентностей детей 6-7 лет средствами конструктора «Магформерс».
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к конструированию.
2. Продолжать формировать конструктивную компетентность детей, знакомить с приемами конструирования магнитным конструктором.
3. Продолжать формировать логико-математическую компетентность детей при решении конструкторских задач.
4. Продолжать формировать речевую компетентность детей.
Развивающие:
5. Развивать у детей внимание, память, воображения, творческое мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
6. Воспитывать у детей самостоятельность, творческую инициативу, чувство коллективизма в работе.
Содержание проекта.
Основные формы работы с детьми:
- беседа;
- просмотр видео материалов;
- просмотр презентаций;
- ролевая игра;
- познавательная игра;
- развивающая игра;
- задание по образцу, схеме, с использованием инструкции;
- творческое моделирование;
- составление описательных и творческих рассказов;
- викторина.
Методы и приё мы:
Наглядный: рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный: обследование «Магформерс» деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа, совместная деятельность педагога и ребёнка.)
Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу.)
Практический: использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный: краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный: постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый: решение проблемных задач с помощью педагога.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап - анализ содержания эффективных технологий и методик в области развития конструктивных способностей у старших дошкольников, подбор учебно-дидактического и наглядного материала; планирование образовательного процесса по использованию интеллектуальных игр – ребусов.
Основной этап - создание условий, подбор средств, методов достижения цели, непосредственная реализация проекта, организация работы через совместную и самостоятельную деятельность детей осуществление корректировки проектной деятельности, реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами.
Заключительный этап - распространение опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; итоговые мероприятия, участие воспитанников в конкурсах окружного, регионального уровня.
Основу методических рекомендаций составляет наглядное пособие «Увлекательная математика с «Магформерс», которое дополнено комплексом развивающих и обучающих игр, адаптированных для детей дошкольного возраста. Применение предложенного комплекса игр содействует решению целого ряда современных вопросов дошкольного образования. Во-первых, повышается эффективность интеллектуального развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Игровая технология развивает познавательную активность дошкольника. В процессе игры ребенок тренирует мелкую моторику, скоординированную работу правой и левой рук, пространственные представления. Использование игрового принципа в применении магнитного конструктора способствует быстрому запоминанию основных математических понятий, развитию воображения, логического и конструктивного мышления. Во-вторых, пособие может использоваться в качестве педагогического инструмента реализации индивидуального подхода к развитию ребенка. В-третьих, технология предлагаемых обучающих игр с использованием магнитного конструктора не требует специальных знаний и подготовки, поэтому может эффективно использоваться как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях. В-четвертых, содержание пособия разработано с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников.
Ожидаемые результаты: дошкольники:
1) познакомятся с основными геометрическими формами, делением их на части и составлением новых;
2) начнут изучать цифры и арифметические действия, последовательности и дроби, сложение нескольких цифр;
3) откроют для себя мир симметрии, геометрических последовательностей и закономерностей;
4) научатся понимать схемы, проводить по ним соответствующие действия и анализировать свою работу;
5) научатся создавать простые и сложносоставные трехмерные фигуры, раскладывать их на плоскости и строить проекции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный проект «Использование магнитного конструктора Магформерс как средства формирования конструктивных способностей у старших дошкольников» является эффективным средством развития инженерно – технических способностей у старших дошкольников. Конструкторы нового поколения помогают детям не только воплощать в жизни свои задумки, фантазировать, создавать модели, увлеченно работать и видеть конечный результат, но и являются эффективным средством для развития интеллектуальных способностей, подготовке детей к школьному обучению.