Татьяна Воронкова
Конструирование в работе с детьми дошкольного возраста во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения. Во второй младшей группе эта деятельность по-прежнему тесно связана с игрой. Однако сам процесс создания построек уже более сложен, предполагает предварительное обдумывание и большее разнообразие материала.
Публикация «Конструирование в работе с детьми дошкольного возраста во второй младшей группе» размещена в разделах
Итак, в группе появился строительный материал. С чего начать?
Первоначальный этап нашей работы, стоился на ознакомлении детей с деталями конструктора, с простейшего анализа построек. В первую очередь я научила детей узнавать каждую деталь конструктора и складывать все фигуры строителя, в соответствии с образцом, в коробку. В дальнейшем это умение сэкономит время ребенка, поможет сохранить игровой материал!.
Первое знакомство с конструктором длилось не более 10 минут, чтобы у детей осталось ощущение недоигранности. Для того чтобы научить детей в короткий срок складывать детали в коробку, организовывала игры: «Кто тише, быстрее и аккуратнее сложит детали?», «Что изменилось?», «Чего не стало?»
Мы учили детей правильно пользоваться материалами, содержать их в определенном порядке, не разбрасывать, по окончании работы разбирать постройку сверху вниз, детали класть в коробку и брать по мере надобности. Наконец, пришло время, когда все дети могли сами, без моей помощи аккуратно и правильно сложить строительный материал.
По программе д/с «Дом радости» Н. М. Крыловой в группе появилась полочка «Будущей постройки», на которую через две недели выставлялась новая постройка по изучаемой теме. Которые вы сейчас можете увидеть на экране.
Показ фото построек
И вот наступило время, когда под руководством воспитателя дети моей группы были готовы овладевать различными видами конструирования : по образу, по условию, по замыслу, по теме, овладеть сюжетным конструированием. Обучение конструированию на начальных этапах проходило под нашим руководством. Так как именно в этот период имеет важное значение выбор методов и приемов обучения.
Задачи обучения конструированию, актуальные для второй младшей группы
Обучать владеть конструированием как самодеятельностью младшего дошкольника (особенно мальчика) ;развивать желания и умения создавать самому постройки разного назначения; развивать устойчивой интерес к разным видам детского конструирования : по образцу,конкретному условию,собственному замыслу;
Обучать овладевать обобщенными представлениями о конструируемых объектах.
Развивать представление (на основе «театра» воспитателя) о конструировании из разных доступных ребенку материалов,овладевать умениями и навыками конструирования;
Подводить малышей к анализу созданных построек и самостоятельно воссоздавать такую же конструкцию;
Побуждать дошкольников создавать постройки по замыслу (самостоятельный выбор темы, отбор материала, создание замысла конструкции, способов конструирования); обучать конструировать объекты в соответствии с определенными условиями (рост куклы и высота ворот,высота моста задана высотой корабля,);
Развивать желания и умения строить и играть со сверстниками, умения уважать постройку товарища по группе,делиться с ним материалом,участвовать в совместной уборке;
Вырабатывать у детей привычку аккуратно складывать все в коробочку,укладывать его по определенному плану (Каждой детали свое место);
Конструирование используется в развитии математических представлений, представлений малыша об окружающем (в том числе об архитектуре, строительстве в городе, сельской местности) ,используется для развития познавательной сферы малыша.
Деятельность ребенка формирует его психику. Дошкольника необходимо обучать каждому виду деятельности, как системы взаимосвязанных компонентов на основе модели. Уже в младшем возрасте я знакомлю детей со схемой деятельности, в качестве модели предлагая собственную руку ребенка (5 пальцев).
1. Что ты задумал сделать? (Формулирование замысла.)
2. Из чего или на чем? (Выбор предмета или материала для пре-образования.)
3. Чем будешь делать? (Подбор орудий или инструментов преобразования.)
4. В каком порядке - что сначала, что потом? (Система поступков, преобразующих материал.)
5. Получилось ли у тебя то, что ты задумал? (анализ продукта деятельности, его соответствия замыслу (рефлексия, а затем самооценка.
Освоив структуру деятельности, ребенок представляет свою будущую конструкцию, создавая ее по образцу воспитателя или по фотографии. Если ребенок построил, получил оценку, поиграл, а потом разобрал и переделал - это очень хорошо, главное воспитателю зафиксировать, что задание выполнено. При этом оценку должен получить каждый ребенок.