Инна Горенко
Конструирование — путь к развитию творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов. Конструирование начинается с раннего возраста детей напоминая игру-экспериментирование, в которой дети изучают свойства и признаки геометрических форм, различных материалов. Трехмерный объём продуктов конструирования даёт возможность детям более тщательно обследовать все детали, из которых планируется создавать конструкцию.
Публикация «Конструирование — путь к развитию творческих способностей детей» размещена в разделах
Конструирование тесно связано с игровой деятельностью: дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры; создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета.
В процессе конструирования развивается :
• речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.,)
• дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.) .
формируются важные качества личности:
• трудолюбие,
• самостоятельность,
• инициатива,
• упорство при достижении цели,
• организованность.
воспитываются первоначальные навыки работы в коллективе:
• умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) ;
• работать дружно, не мешая друг другу.
Таким образом, работа по развитию творческих способностей в процессе конструирования способствует процессу разностороннего развития детей в разных видах деятельности
У детей формируются умения устанавливать причинно – следственные связи, учатся понимать назначение предметов, развивается мышление, сообразительность, наблюдательность, любознательность. Кроме того, у детей расширяется кругозор, пополняется словарь, развиваются творческие способности и мелкая моторика рук, особенно ловкость пальцев. Ребята узнают много нового о труде взрослых, учатся уважительному отношению к этому труду.
Выделяют два вида конструирования :
техническое
(из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления ; крупногабаритных модульных блоков)
Художественное
(из бумаги и картона, из бросового и природного материала)
В нашей группе используются такие виды конструирования :
Кубики.
Это самый первый конструктор для ребенка. Кубики бывают как мягкие, так и пластмассовые и деревянные. С их помощью ребёнок сможет сооружать первые постройки в виде башен.
Строительный набор.
это разновидность кубиков. Они бывают разного размера, изготовлен из разных материалов и безопасен. В этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Ребенок может играть таким конструктором даже до школы.
Конструкторы типа Лего.
Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений. Для начинающих строителей – крупные детали, для детей постарше – более мелкие.
Болтовые конструкторы.
Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.
Магнитный конструктор.
Конструктор состоит из различных геометрических форм и встроенных в них магнитов, все элементы соединяются друг с другом под разным углом, что позволяет создавать уникальные потрясающие конструкции. Все детали абсолютно безопасны.
Мягкие конструкторы – материал их мягкий, он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные
Использую формы организации обучения конструированию
конструирование по образцу
обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа.
конструирование по теме
позволяет детям сами создавать замысел конкретных построек и поделок, выбирать способы их выполнения, материал.
конструирование по замыслу
развивает умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок.
конструирование по условиям
задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, что соответствует принципам деятельного подхода.
В нашей группе я использую на своих занятиях палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и игровые наборы Фрёбеля. Все занятияс детьми в группе по развитию творческих способностей провожу в игре.
1. Каждая игра представляет собой набор задач
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей.
Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию
творческих способностей.
И не была бы это деятельность плодотворна, без участие родителей. Они тоже активно участвуют в создании костюмов из различных материалов на любые праздники в детском саду, создавая образ своему ребёнку. А также большинство родителей и их дети приняли участие в выставке по конструированию. Поделки были разнообразны и сделанные из разного материала.
Но, не только дети и их родители приняли участие в выставке, а ещё в нашем детском саду был проведён семинар, в котором я и каждый педагог сделал поделку и тем самым продемонстрировал своё умение творить и фантазировать.