Нина Сергеевна Якушкина
Конспект занятия «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид деятельности: ФЭМП
Тема: Занятие 49. «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10»
Цель: Продолжать совершенствовать у детей умение самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в пределах 10.
Программное содержание
Образовательные задачи :
- совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры;
Публикация «Конспект занятия „Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
- совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку;
- закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года.
Развивающие задачи :
- развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи :
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и
выполнять её самостоятельно;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Мяч, мел, карточка с изображением квадрата, конверт, 2 полукруга, целый круг, карточки с арифметическими знаками.
Раздаточный материал: Карточки со схемами пути от дома до школы, полоски картона (условные меры, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, тетради в клетку.
Ход деятельности
1. Вводная часть:
Дети вместе с воспитателем встают в круг
Воспитатель: В круг широкий вижу я,
встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся,
Улыбнёмся, подмигнём,
Заниматься мы начнем.
Воспитатель: Сейчас у нас с вами занятие математики. Прежде чем мы начнем, я хочу поиграть с вами.
Игровое упражнение «Круглый год».
Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание. Ребенок отвечает и возвращает мяч.
– Назови соседей весны. (Зима, лето)
– Назови весенние месяцы по порядку. (Март, апрель, май)
– Назови пропущенный месяц: декабрь, февраль. (Январь)
– Назови пропущенный месяц: октябрь, декабрь. (Ноябрь)
– Назови соседей зимы. (Осень, весна)
– Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
– Назови зимние месяцы. (Декабрь, Январь, Февраль)
– Какой месяц идет после января? (Февраль)
– Назови месяцы по порядку: сентябрь…
(Дети передают мяч друг другу.)
2. Основная часть:
Воспитатель: Молодцы! А вы хотите ходить в школу? (Ответы детей)
Воспитатель: У меня сюрприз – я приглашаю вас в школу. Займите свои места в нашей школе, сейчас прозвенит звонок. Торопитесь!
(Дети рассаживаются по местам. Звонит колокольчик.)
Игровое упражнение «Измеряем дорогу до школы».
Воспитатель: Ребята, куда вы пойдете в первый день осени? (В школу)
Воспитатель: Как называется первый месяц осени? (Сентябрь)
Воспитатель: Ребята, у на столах лежат карточки со схемами пути от дома до школы.
Воспитатель: Вам нужно узнать длину дороги от дома до школы. Как узнать длину дороги до школы? (Измерить.)
Воспитатель: Как мы будем измерять дорогу? (Сначала от дома до поворота, потом от поворота до школы.)
Воспитатель: Измерьте дорогу с помощью меры – полоски картона.
Воспитатель уточняет правила измерения. Каждый отрезок дороги дети обозначают цифрой.
После выполнения задания воспитатель спрашивает:
- Чему равна длина дороги от дома до поворота? (Дети дают ответ в соответствии с указанной цифрой.)
- Чему равна длина дороги от поворота до школы? (Ответы детей)
- Чему равна длина дороги от дома до школы? (Ответы детей)
- Как вы узнали длину дороги? (Сложили количество мер и обозначали результат цифрой.)
Игровое упражнение «Собираемся в школу».
Воспитатель: Ребята, учительница дала школьникам задание принести в школу 5 тетрадей в клетку и 5 тетрадей в линейку. Давайте с вами составим задачу на сложение.
Воспитатель выслушивает задачу, уточняет ее структуру и просит детей повторить задачу.
Дети повторяю задачу : «Ученик принес в школу пять тетрадей в клетку и пять тетрадей в линейку. Сколько всего тетрадей ученик принес в школу?»
Воспитатель: Что является целым в задаче? (Общее количество тетрадей и в клетку, и в линейку.)
Воспитатель: Что является частями? (Пять тетрадей в клетку и пять тетрадей в линейку.)
Воспитатель: Что надо сделать с частями, чтобы получить целое? (Объединить.)
Воспитатель: Какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы объединить части? (Сложение.)
Ребенок вместе с воспитателем с помощью полукругов, целого круга и карточек с цифрами и арифметическими знаками «записывает» на доске решение задачи
Дети на местах записывают решение задачи с помощью цифр и знаков и читают запись. Затем отвечают на вопрос задачи и показывают ответ с помощью пальцев рук.
Аналогично составляется, моделируется и решается задача на вычитание : «Ученик принес в школу десять тетрадей. Пять тетрадей в клетку он отдал учителю. Сколько тетрадей осталось у ученика?»
Воспитатель: Что является целым в задаче? (Общее количество тетрадей и в клетку, и в линейку.)
Воспитатель: Что является частями? (Пять тетрадей в клетку и пять тетрадей в линейку.)
Воспитатель: Что надо сделать с целой частью, чтобы получить часть? (Разъединить.)
Воспитатель: Какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы разъединить целое? (Вычитание.)
Ребенок вместе с воспитателем с помощью целого круга, полукругов, и карточек с цифрами и арифметическими знаками «записывает» на доске решение задачи.
Воспитатель: Пришло время отдохнуть. Дети выполняют движение по тексту упражнения.
Физкультминутка
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали. (встать)
Ручками похлопали, раз, два, три. (похлопать в ладоши)
Ножками потопали, раз, два, три. (потопать ногами)
Сели, встали, встали, сели, (два раза присесть и встать)
И друг друга не задели. (повернуть голову вправо, влево)
Мы немножко отдохнем (руки выставить вперед ладонями вверх)
И опять считать начнем. (руки поставить на пояс)
Игровое упражнение «Рисуем фигуры».
Воспитатель: Ребята, отгадайте, какая фигура нарисована на листе бумаги, лежащем в конверте. Для этого вы должны правильно выполнить задание :
«В тетради от предыдущего задания отсчитайте вниз четыре клетки и поставьте точку. От точки слева направо проведите линию длиной в две клетки, затем сверху внизу проведите еще одну линию длиной в две клетки, потом проведите такую же линию справа налево и, наконец, снизу вверх».
Дети называют фигуру и сравнивают ее с отгадкой (воспитатель показывает карточку с изображением квадрата).
Воспитатель: Ребята, нарисуйте любые фигуры, состоящие из четырех клеток, и расположить их друг от друга на расстоянии двух клеток.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания и оценивает его. Дети рисуют улыбающееся или неулыбающееся солнышко.
3. Рефлексия:
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было самое интересное? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было выполнить сложнее? (Ответы детей)
Воспитатель: Похлопайте себе! Вы молодцы! У вас все очень хорошо получилось! Звенит колокольчик. Можно отдохнуть, это перемена.