Мурыгина Ирина Васильевна
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Признаки зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Конспект образовательной деятельности в старшей группе»
на тему : «Признаки зимы»
Цель: воспитание ценностного отношения к природе.
Задачи: - способствовать закреплению представлений детей о характерных признаках зимы;
- способствовать формированию у детей представлений о том, что эксперимент -один из способов познания окружающего мира;
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему „Признаки зимы“» размещена в разделах
- содействовать развитию экологической воспитанности и нового экологического мышления у детей.
Предварительная работа: разучивание стихотворения о зиме с ребенком, рассматривание альбомов «Зимушка-зима», «Признаки зимы», беседы «Бережем природу», «Зимующие и перелетные птицы», «Признаки зимы», дидактические игры «Собери разрезную картинку из шести частей», «Признаки зимы», разучивание физкультминутки «Прогулка», разучивание пословиц о зиме.
Средства: интерактивная доска, ноутбук, конверт с письмом, снежинки, вырезанные из бумаги, снежинка (искусственная на ниточке, дидактическая игра «Признаки зимы», презентация интерактивной игры «Признаки зимы», презентация по теме «Зима», костюм «Зимы» для ребенка, волшебная коробочка, снежки, снежный обруч, игровое упражнение «Снежки», большой лист прозрачной упаковочной пленки, запись Вивальди «Зима».
Виды деятельности : коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная, речевая.
Словарная работа: снежинка, снеговик, снежная, морозная, суровая, гололед, сугробы, зимнее, перелетные птицы, зимующие птицы, пышное одеяло, пышный иней.
Ход развлечения:
Социально – эмоциональная игра «Передадим частичку своего тепла друг другу!»
Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и передадим частичку свое тепла друг другу. Почувствовали тепло друзей? Постарайтесь, чтобы это тепло целый день помогало вам и всем, кто находится рядом с вами.
Воспитатель: что за музыка прекрасная заиграла? (играет музыка Вивальди «Зима»)
Воспитатель: Какое настроение она навевает? (Светлое, умиротворенное, словно снежинки мелькают на солнце).
(Под музыку входит воспитанница группы в костюме Зимы.)
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам гостья пришла.
Зима: Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки! К вам я в гости пришла, много радости принесла.
Сегодня я сороку повстречала
Письмо она мне передала.
А сорока ведь птица - знатная.
Принесла письмо приятное.
А вы знаете от кого оно?
Нужно отгадать ее загадку. Готовы?
Загадка: Запорошила все дорожки,
Раскрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила (Зима)
Воспитатель: А после какого времени года приходит к нам зима?
После осени.
Давайте подойдем к нашему календарю природы и еще раз вспомним времена года.
Назовите все зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
А какое время года наступит после зимы?
Воспитатель: К нам в гости пришла Зима. Зима пришла, снега много принесла (вносятся снежинки, сделанные из бумаги).
Пришла зима, кругом бело – много снегу намело …
Воспитатель: Посмотрите, ребята, внимательно на картинки (на интерактивной доске) и скажите, чем же зима прекрасна?
Воспитатель: Да, ребята, зима пришла, укутала землю пышным одеялом. Деревья украсила пушистым инеем. можно кататься на санках, на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу, снеговиков, играть в снежки, скатываться с горки Да, ребята, зима – красивое время года. Но зимой холодно, бывают очень сильные морозы, и многие птицы улетают в теплые края. А какие птицы остались зимовать?
Дидактическая я игра «Угадай, какие птицы остались зимовать?»
На мультимедийном экране появилась картинка с изображением зимующих птиц.
Воспитатель: Как таких птиц называют? Ребята, а вы знаете, что за суровую зиму, из 10 синичек выживает лишь одна. Очень жаль, правда? А зима нам еще загадки приготовила.
Игра с использованием мультимедийного оборудования «Угадай загадки?»
(На интерактивной доске появляются слайды с отгадками.)
Он в берлоге спит зимой
Косолапый и большой. Кто это? Слайд 1 –медведь.
В лесу живет, а в деревне кур крадет?
Кто это? Слайд 2 –лиса.
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? Слайд 3- волк.
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку? Слайд 4 –заяц.
На ветке не птичка –
Зверек – невеличка.
Мех теплый, как грелка. Кто же это? Слайд 5 – белка.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. Кто это? Слайд 6 – еж.
Воспитатель: Ребята, какие вы сообразительные и умные все загадки от зимы отгадали. И животным зимой тоже трудно. А что же суровой зимой делают животные и птицы? Делают запасы: шишки, семена, грибы, ягоды, звери меняют шубки на более теплые, делают норки, куда можно спрятаться в суровую зиму. А какие животные впадают в спячку? Как вы думаете нравится ли им суровая зима? Им очень холодно и голодно зимой, трудно искать корм под снегом, несмотря на теплые шубки, они все равно мерзнут. Как же мы сможем им помочь, верно, мы можем их подкармливать и строить им кормушки.
Физкультминутка: «Прогулка»
По сугробам мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Бабу снежную слепили.
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу пришли домой.
Съели суп, и спать легли.
(На интерактивной доске движения под слова стихотворения дублируются картинками).
Интерактивная игра на мультимедийной доске «Признаки зимы в живой и неживой природе!»
Воспитатель: А сейчас, ребята, поиграем? Усаживайтесь на ковер поудобнее.
1 слайд: Игра «Отгадайте признаки зимы». (Дети по – очереди нажимают на изображения падающего снега, реки покрыты льдом, солнце светит, но не греет, деревья без листьев, птиц стало меньше, люди одеты в теплые одежды и при правильном ответе звучит радостная мелодия. Если ребенок ошибается – нажимает на другие картинки – картинки пропадают). За правильные ответы воспитатель дает детям снежинки).
Воспитатель: А теперь положите снежинки в волшебную коробочку и посмотрим, что с ними произойдет. Раз, два, три – посмотрите, наши снежинки превратились в снежки (воспитатель незаметно меняет коробки).
Игровое упражнение «Снежки»
Давайте поиграем в снежки на нашей поляне. У меня есть вот такой зимний, снежный обруч, вам нужно будет попасть снежком в обруч. А я посмотрю, какие вы ловкие да меткие, только, ребятки, не надо толкаться, будем внимательными, чтобы не попасть снежком друг в друга. (под музыку дети бросают снежки в обруч, музыка заканчивается, наши снежки собираются в коробку).
Воспитатель показывает детям искусственную снежинку на ниточке и предлагает рассмотреть ее, задает вопрос, «какого цвета снежинка?» Демонстрация опыта: Рассматриваем большой лист прозрачной упаковочной пленки – посмотреть на просвет - он прозрачен; после разрезаем его на несколько частей - все части прозрачны, но если их мелко настричь и насыпать горкой, то образуется кучка белого цвета (тоже происходит в природе со снегом и льдом).
Дети рассматривают большой лист пленки, части листа, делают вывод, что если много маленьких кусочков сложить горкой, то они не прозрачны. (Горка белого цвета расширяют представления об окружающим мире. Знают, почему снег белого цвета).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Так много знаете о зиме
2 слайд: Игра, «Какие ошибки допустил художник?» (Дети по – желанию нажимают на интерактивной доске на изображения бегущего ручья, подснежника, дерева с зелеными листьями, заяц серый - и изображение пропадает).
Речевая игра: «Зимние слова»
Воспитатель: я буду называть вам зимние слова, если вы их услышите, то хлопните в ладоши, а если не зимние слова, то нужно молчать. (Снег, жара, снежинки, книги, дед Мороз, кровать, Новый год, загорать, конфета, лыжи, санки, листопад, иней, лед, помидоры, мороз, снеговик, Снегурочка.)
Игра «Пословицы о зиме»
Воспитатель: А какие пословицы о зиме вы знаете? Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Зимой солнце светит, да не греет. Белее зима – зеленее лето. Зима без снега – лето без хлеба)
На мультимедийном экране появилась картинка с изображением зимней природы и детей, идущих развешивать кормушки.
Воспитатель: Ребята, мы тоже с вами можем помочь животным и птицам, подкармливая их.
Игровая ситуация «Дидактическая игра «Приметы зимы»
(На столе заранее приготовлены карточки с приметами зимы и весны и картинка с изображением зимней природы.)
Воспитатель: Дети, найдите и возьмите на столе по одной карточке с изображением приметы зимы. Встаньте в круг.
К нам Зимушка пришла
Снежинок много принесла.
Со снежинками играем -
Зимы приметы называем.
Воспитатель: Дети, передавайте снежинку (искусственную) по кругу и объясняйте свою примету. Молодцы, положите картинки с приметами зимы на картинку с изображением зимней природы.
Рефлексия: О чем мы сегодня с вами говорили? Молодцы! А зима вам приготовила подарки (снежинки) каждому ребенку, чтобы вы ее не забывали.
Список литературы:
1. М. А. Рунова, А. В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение» Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2006._112с.
2. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников.» (Старшая группа) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 112с.
3. М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5 – 6 лет». – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 128с. (Серия «Вместе с детьми».)
4. Журнал «Музыкальный руководитель» №3 2013г;
5. Журнал «Музыкальный руководитель» №2 2009г.
6. Интернет - ресурсы