Виктория Богданова
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Фиксик в гостях у ребят» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию
Возрастная категория: 5-6 лет.
Тема: «Фиксик в гостях у ребят».
Цель: знакомство детей с процессом экспериментирования.
Задачи:
Образовательные :
- сформировать у детей интерес к проведению экспериментов;
- научить дошкольников делать выводы о происходящих физических явлениях и химических реакциях;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по экспериментированию „Фиксик в гостях у ребят“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- обучать детей самостоятельному экспериментированию;
- познакомить детей со свойствами воды, её взаимодействием с другими веществами;
- познакомить детей со свойствами металла.
Развивающие:
- развивать у детей память, мышление, внимание, воображение;
- развивать творческие способности;
- развивать связную речь;
- развивать самостоятельность и инициативу.
Воспитательные:
- воспитывать у детей способность к взаимопомощи;
- воспитывать у детей интерес к науке.
Образовательная область : «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательные технологии : игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование и материалы: тазик с водой, сахар, мука, песок, краситель пищевой, соль, стиральный порошок, 6 прозрачных стеклянных стаканов или других одинаковых ёмкостей, ложка, колокольчик, болтик, игрушка фиксик, акварель, прозрачные стеклянные сосуды различной формы (колбы, мензурки, вазы, бокалы, стаканы и т. д. (6 штук, пластиковые прозрачные стаканчики (6 штук, кисть, музыкальные колонки, ортопедические коврики, шарф, стакан с горячей водой.
Демонстрационный: деревянный кубик.
Раздаточный: трафареты цветов по числу детей, цветные карандаши.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, дождевыми каплями, сосульками в природе, выделение при помощи наблюдений свойств воды.
Ход.
Воспитатель звонит в колокольчик, привлекает внимание детей, приглашает всех на коврик.
Воспитатель: Ребята, здравствуйте. (Дети отвечают). Я вас приглашаю со мной поиграть. Становитесь вместе со мной на ковёр.
Кто меня слышит – топните ножкой,
Кто меня видит – хлопните в ладошки.
Отлично, все меня увидели и услышали. Теперь можем начать наше занятие.
Воспитатель заранее кладёт болтик на подоконник со стороны улицы. Включается аудиозапись с голосом фиксика.
Фиксик : Ребята, здравствуйте. Помогите, пожалуйста, это я, фиксик, я совсем замёрз… (Затем раздаётся стук).
Воспитатель: Ребята, фиксик к нам стучится, кажется, что это звук доносится с улицы. (Педагог достаёт болтик). Ух ты, кто это? (Дети отвечают). Ребята, так это же фиксик замёрз и превратился в болтик. Но почему он был на улице, не понимаю, ведь фиксики живут в домах человека. А вы знаете, чем обычно занимаются фиксики? (Выслушивает ответы детей). Конечно, они чинят все поломки в доме. Поэтому они очень хорошо знают физику и химию. Ведь именно эти науки лежат в основе изобретений различной техники. Что же случилось с нашим дружочком, как он попал на улицу? (Педагог подносит фиксика к уху, будто слушает его, кивает). Ребята, всё понятно. У хозяйки этого фиксика сломался телефон, фиксик забрался в сумку, чтобы починить его. Он успел исправить неполадки, но случайно выпал из сумочки, оказался на улице. Ребята, я думаю, что нам просто необходимо его согреть. Как думаете, из чего сделан болтик? (Выслушивает ответы детей). Правильно, он металлический. Ребята, а как вы считаете, что поможет согреть металл? (Выслушивает ответы детей. До занятия педагог специально кладёт на видное место тёплый шарф. Кто-то из детей предполагает, что он поможет). Мне показалась интересной ваша версия о том, что металлический болтик можно согреть при помощи тёплого шарфа, но это немного не так. Тёплые вещи помогают согреться людям, а вот болтику это не поможет. Друзья, я вам так скажу, если мы согреем болтик, то он станет настоящим фиксиком и поиграет с нами (Дополнительная мотивация для детей. На столе педагога стоит стакан с горячей водой, кто-то из детей предполагает, что горячая вода поможет). Ребята, совершенно верно, если болтик из металла опустить в воду, он очень быстро будет той же температуры, что и вода.
Педагог просит одного из детей аккуратно поместить болтик в воду. Звучит голос фиксика (аудиозапись).
Фиксик : Ой, как же хорошо, ребята, мне наконец тепло.
Педагог вытаскивает болтик и предлагает ребятам до него дотронуться, он тёплый.
Воспитатель: Вот видите, друзья, мы согрели фиксика. Закройте пожалуйста глаза и досчитайте до трёх. (Дети выполняют инструкцию, на столе появляется фиксик – игрушка).
Фиксик (аудиозапись) : Ребята, спасибо, что помогли согреться. В благодарность, я хочу научить вас проводить опыты.
Воспитатель: Ребята, фиксик предлагает нам провести несколько опытов. Мы познакомимся с простейшими законами физики и химии. Попробуем? (Выслушивает ответы детей). Я очень рада, тогда присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Ребята, первый опыт, который предложил провести мне фиксик – это опыт с цветной водой. Друзья, какие цвета вы любите? (Выслушивает ответы детей, предлагает ребятам разделиться на три подгруппы, согласно их предпочтениям).
Воспитатель: Ребята, кто из вас любит красный цвет, приглашаю вас сесть за первый стол. Друзья, кому нравится жёлтый, присаживайтесь за второй стол. Кто хотел бы поработать с зелёным цветом, садитесь за третий стол. Давайте окрасим воду в этих стаканчиках. (Педагог даёт детям акварель, кисточки и стаканчики).
Воспитатель: Ребята, первыми будут окрашивать воду стол номер один и два, приступайте. Группа за столом номер три, подождите пожалуйста. (Когда дети окрасят воду в синий и желтый цвета, педагог задаёт дошкольникам вопрос).
Воспитатель: Ребята, а как при помощи синего и желтого цвета можно получить зелёный? (Дети отвечают). Правильно, необходимо их смешать. Ребята с первого и второго стола, передайте, пожалуйста, пару стаканов с окрашенной желтой и синей водой третьему столу, они её смешают и получится зелёный цвет. (Все дети следят за выполнением задания).
Воспитатель: Друзья, а как вы думаете. Вода, как вещество, имеет какую-нибудь форму? Объясню, что я имею в виду. Вот, например, деревянный кубик (демонстрирует). Дерево тут приняло форму куба, она постоянная. А что с водой, какая форма у воды? (Педагог выслушивает мнения детей).
Воспитатель: Правильно, у воды нет постоянной формы. Вода, как и любая жидкость, принимает форму сосуда, в который её наливают. Давайте это проверим. Для наглядности мы окрасили нашу водичку, чтобы ещё лучше проследить форму, которую она примет.
Педагог расставляет на столы детям по 2 стеклянных сосуда различной формы, дети переливают в них воду из стаканов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как интересно, вода приняла форму узких, широких, низких, высоких, извилистых сосудов. Вот какая она невероятная, наша вода, примет любую форму!
Воспитатель: Ребята, фиксик приглашает нас немного потанцевать. Давайте немного отдохнём.
(Танец «Помогатор» под музыку из мультсериала «Фиксики»).
Воспитатель: Отлично, ребята! Предлагаю снова вернуться к опытам. Ведь у фиксика есть еще заготовки для вас. Посмотрите, здесь на тарелочках лежат: сахар, мука, песок, краситель пищевой, соль, стиральный порошок. Сейчас мы с вами узнаем, как эти вещества ведут себя при взаимодействии с тёплой водой.
Воспитатель приглашает к себе 6 детей по одному. Каждый из них добавляет в стакан с тёплой водой одно из веществ, перемешивает их чайной ложкой. Пробует сформулировать, как они взаимодействуют. Воспитатель оказывает помощь, если ребёнок затрудняется ответить.
1. Тёплая вода + сахар (сахар растворяется).
2. Тёплая вода + мука (мука образует комочки, хаотично плавает в воде).
3. Тёплая вода + песок (песок не растворяется, опускается на дно стакана).
4. Тёплая вода + пищевой краситель (краситель окрашивает воду).
5. Тёплая вода + соль (соль растворяется в воде).
6. Тёплая вода + стиральный порошок (порошок растворяется в воде).
Воспитатель: Ребята, а где вы могли встречать такие реакции в повседневной жизни? (Выслушивает ответы детей). Правильно, мы наблюдаем такие реакции веществ во время готовки, стирки, во время игр с песком, например, на море или озере и т. д. Отличная работа. Давайте немного поиграем.
Интерактивная игра «Химия и физика вокруг нас». (В игре появляются картинки веществ, а дети предполагают, что с ними произойдёт, исходя из полученного опыта. Например: кастрюля с супом + баночка с надписью «соль». Дети говорят, что соль растворится в супе и т. д.)
Физкультминутка. А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, отлично размялись. А теперь мы с вами перейдём к самому последнему и к самому любимому опыту фиксика с водой.
Для того, чтобы его провести, нам необходимо попасть на поляну цветов. Для этого нужно пройти по этим ортопедическим коврикам. (Дети проходят по коврикам, в конце дорожки берут цветы и идут за столы).
Воспитатель: Друзья, чтобы наш опыт был не только познавательный, но и красивый, предлагаю вам раскрасить эти цветочки при помощи цветных карандашей. Затем, нам нужно будет согнуть лепестки к сердцевине цветочка.
Когда индивидуальная работа проведена, все ребята приглашаются к тазику с водой, который стоит в середине двух соединённых столов.
Воспитатель: Ребята, а вот теперь и сам опыт. Нам необходимо положить наши цветочки на поверхность воды в этом тазике. (Ребята аккуратно кладут цветочки, наблюдают, как они раскрываются). Как вы думаете, почему цветы раскрываются? (Выслушивает ответы детей). Конечно, вода быстро проникает в поры бумаги. Быстро заполнив дно бумажного цветка, она давит на сгибы и заставляет цветочки раскрываться. Вот, какой волшебный цветочный сад у нас получился, великолепно!
Помощник воспитателя: Ребята, какое интересное у вас сегодня было занятие! Ой, а кто это у вас (показывает на фиксика? Так это же, кажется, мой фиксик. У меня утром не работал телефон, фиксик залез в мою сумку, чтобы починить телефон по дороге на работу. Когда я зашла в садик, то обнаружила, что телефон работает, а фиксик потерялся. Вот он, оказывается, где был. Ну, иди ко мне, мой дорогой помощник (забирает фиксика обратно в сумку). Спасибо, мои хорошие, что нашли его!
Воспитатель: Пожалуйста, … (называет имя воспитателя). Нам ваш фиксик тоже помог, рассказал столько всего интересного, опыты с нами делал!
Ребята, если вам понравилось наше занятие с фиксиком, крикните «Ура»!
А если занятие оказалось для вас неинтересным, потопайте ногами. (Дети реагируют). Очень рада, что наши опыты принесли вам удовольствие. Мы обязательно продолжим наши занятия по этой теме! А сейчас, приберёмся на столах и немного поиграем.
Педагог организует уборку рабочих мест и помогает детям перейти к самостоятельной игровой деятельности.