Наталья Никитина
«Конкурс педагогического мастерства в ДОУ». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Проводимая модернизация российского образования позволяет сегодня создать любую модель развития приоритетных направлений учебного заведения, системы обучения и воспитания, профессионального потенциала педагогов. Мотивация успешного продвижения по инновационному пути гарантирует формирование эффективной системы для всего учебно-воспитательного процесса. Главным ориентиром для педагогов в этом случае становится способность к самоорганизации, активное участие в общественной деятельности и презентация собственных достижений. Первоочередной задачей руководителей является обязательное создание условий для продвижения вперед как в профессиональном, так и в личностном росте каждого отдельно взятого педагога. Таким образом, происходит становление принципиально нового механизма взаимодействия всех участников педагогического процесса, стержнем которого является творческий потенциал, где определённое внимание уделяется конкурсам профессионального мастерства.
Публикация «„Конкурс педагогического мастерства в ДОУ“, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Системный подход в организации и проведении конкурсной программы открывает широкие возможности для всех, кто причастен к этой работе. Совместные усилия администрации, педагогического сообщества, воспитанников, родителей позволяют реализовать идеи быстро и продуктивно. Именно от организации действий всех заинтересованных в развитии конкурсного движения лиц, зависит положительный результат.
Правильно организованный конкурс имеет много сторонников и перспективу развития.
Очень интересно складывается жизнь конкурсанта. Рождается конкурсное братство, увеличиваются шансы профессионального роста, появляется стимул к проявлению творчества. Воспитатели радуются дополнительному празднику, который заметно раскрашивает педагогические будни.
Конкурсы профессионального мастерства – наиболее интересная, но и своего рода, затратная форма работы с кадрами, так как, кроме подготовительной работы к организации мероприятия и подготовки членов жюри конкурса, требуется понимание, поддержка и участие со стороны опытных воспитателей, включения молодых и малоопытных педагогов в профессиональную борьбу с “маститыми” коллегами. Но, с моей точки зрения, такие конкурсы необходимо проводить ежегодно: во-первых, любому педагогу предоставляется возможность раскрыть свой профессиональный и личностный потенциал; во-вторых, поощрить и поддержать воспитателя и специалиста, творчески использующего свой педагогический опыт, имеющего устойчивый конечный результат в работе, умеющего анализировать собственную деятельность; в-третьих, наиболее рационально и комплексно реализовать план работы на учебный год : показ открытых мероприятий и сообщение из опыта работы педагога с демонстрацией результатов деятельности, проработка теоретической базы проблемных вопросов ДОУ и т. п. ; в-четвертых, создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.
Хочется поделиться с вами своим опытом работы в проведении конкурса педагогического мастерства внутри детского сада в 2010-2011 учебном году.
Девизом конкурса стало высказывание А. Дистенверга:
“Без стремления к творческой работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов : рутинности, банальности, механистичности…”
Конкурс был заранее запланирован в годовом плане как одна из форм организации педагогов в марте месяце. Педагогам было объявлено о проводимом мероприятии и предложено участвовать. В итоге 3 специалиста и 2 воспитателя изъявили желание соревноваться в творческом профессиональном конкурсе.
Администрацией детского сада была создана инициативная творческая группа, которая писала сценарий, подбирала музыкальный материал, оформляла зал и группы для проведения конкурсных мероприятий, закупала цветы и подарки конкурсантам, занималась фото и видеосъемкой.
Членами жюри стали бывшие воспитатели детского сада, ныне находящиеся на заслуженном отдыхе, воспитатели, педагог-психолог, заведующая детским садом. Всего 7 человек.
Был разработан план конкурсных мероприятий, розданы приглашения. Весь детский сад на 6 дней превратился в творческую конкурсную площадку, где были соперники, болельщики, судьи. Конкурс объединил стажистов и молодежь, активных и не очень. Болели за соревнующихся педагогов и работники кухни и прачки и младшие воспитатели и родители и конечно дети.
С песни началось торжественное открытие конкурса. Звучали слова напутствия от заведующей детского сада, коллег, гостей. Силами коллектива были исполнены песенные и танцевальные номера. Прошла жеребьевка участников на первый конкурсный день. Слова приветствия, а также добрые пожелания сказаны и конкурс начался.
Воспитатель, воспитатель – это слезковытиратель,
Одеватель, обуватель, умыватель иногда,
Он косичкозаплетатель, зимой – снегоразгребатель,
Рисователь и игратель, но ругатель – никогда!
Воспитатель, воспитатель, он цветочкополиватель,
Одеялопоправлятель и копатель иногда,
Он творитель и ценитель, детских тайн всегда хранитель,
Балователь и мечтатель, обижатель – никогда!
Первый этап– самопрезентация «Расскажу о себе…» Критерием стало: оригинальность и яркость представления себя.
Все выступления были интересны, не похожи на другие, участники волновались. Жюри пришлось непросто.
Второй этап-открытое занятие.
Критерии:
• компетентность,
• инновационность,
• креативность,
• итоговое,
• самоанализ развернутый
Жюри строго и ответственно подошло к оцениванию этого этапа конкурса. Ведь именно здесь педагоги показали свою компетентность в вопросах мастерства, самоанализа.
Третий этап-конкурс ораторского искусства
«Как разглядеть свое завтра»
Критерии:
• грамотная речь,
• владение аудиторией,
• раскрытие темы,
• эмоциональность
Педагоги высказывались на предложенную тему, использовали в своих выступлениях фото и видео материалы, слайды-презентации, музыкальное оформление.
Интеллектуальная викторина
«Дюжина вопросов»
• правильность и полнота ответа
Предлагались вопросы по методике дошкольного воспитания.
1. Формы обучения, применяемые в детском саду.
2. Методы обучения в детском саду.
3. Назвать и привести примеры наглядного метода и приемов обучения.
4. Назвать и привести примеры практического метода и приемов обучения.
5. Назвать и привести примеры словесного метода и словесных приемов обучения
6. На какие две большие группы делятся детские игры
7. Назвать приемы руководства сюжетно-ролевой игрой.
8. Какие игры дошкольников можно назвать творческими?
9. Что относится к играм с правилами?
10. Назвать средства физического воспитания дошкольников?
Четвертый этап- «Синквейн»
• оригинальность,
• выразительность исполнения
Конкурсантам предлагалось дать краткое определение понятию «Воспитатель». Для резюмирования информации и представлении её в нескольких словах мы воспользовались синквейном.
Синквейн- это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка- одно ключевое слово, определяюще содержание синквейна.
Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Подошел к завершению конкурс педагогического мастерства. Позади остались волнения, переживания, напряжение. Весь коллектив с интересом наблюдал за упорной борьбой педагогов. Никто не остался в стороне!
Кроме призовых мест в нашем конкурсе был учрежден приз зрительских симпатий. Каждый получил листок, на котором написал фамилию понравившегося участника. В конце торжественного закрытия конкурса жюри подсчитало голоса, и определило, кто получит данный приз. Голос у каждого был только один. Приз зрительских симпатий достался самой молодой участнице конкурса, которая завоевала 2 место.
Завершая конкурс, участники отвечали на вопросы о самом главном, продолжая начатую фразу.
«Поговорим о главном…»
1. Детский сад нужен, чтобы.
2. Чтобы быть хорошим педагогом, надо.
3. Родители воспитанников – это.
4. Выпускников нашего детского сада отличает.
5. Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это.
6. Для развития способностей детей необходимо.
7. Чтобы добиться успеха, необходимо.
8. Самое главное в жизни.
Затем каждый из членов жюри сказал свое особое мнение об участниках, конкурсных испытаниях, поздравил педагогов с завершением соревнования в творчестве и педагогическом мастерстве.
Участники, занявшие 1, 2, 3 место получили грамоты, денежные призы, цветы от администрации, Участники, занявшие 4 и 5 место – грамоты, подарки, цветы.
Здоровая конкуренция не только не разъединила наших участников конкурса, а наоборот, сплотила в маленький дружный, творческий коллектив, у которого за время конкурсных дней появились свои традиции. Это - напутственное слово педагогов будущим участникам конкурса педагогического мастерства.
Хочется верить, что положено начало замечательной традиции в нашем детском саду, и ежегодно, на педагогическом небосводе будут зажигаться новые звезды!