Папки-передвижки

Компоненты речи и их развитие у детей дошкольного возраста.  1 часть

Екатерина Курдюкова
Компоненты речи и их развитие у детей дошкольного возраста.  1 часть
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно учению И. П. Павлова речь представляет собой сложную психофизиологическую функцию головного мозга, вторую сигнальную систему действительности, является сигналом сигналов. Слово является сигналом особого свойства, орудием обобщения, абстрагирования.

Учет сложных взаимодействий первой и второй сигнальных систем позволит нам, педагогам, эффективно строить работу по развитию речи детей дошкольного возраста.

Публикация «Компоненты речи и их развитие у детей дошкольного возраста,  1 часть» размещена в разделах

Для понимания механизмов и закономерностей возникновения и развития речи нам важно знать динамическую локализацию высших психических функций и мозговую организацию речи.

Речь – особая форма психической деятельности, присущая только человеку, в процессе которой происходит общение, то есть, взаимодействие и воздействие людей друг на друга.

В основе речи лежит использование знаковой системы языка, которая сложилась в процессе длительного общественно-исторического развития и усваивается ребенком в сравнительно короткое время.

2. Концепция развития психики, разработанная Л. С. Выготским, составляет методологическую основу развития речи в детском возрасте. Подчеркивая связь психического развития с воздействием окружающей среды, он ввел понятие социальной ситуации развития, что представляет собой сочетание внутренних процессов развития (созревание определенных структур головного мозга) и внешних условий, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа развития психики, а, следовательно, и речи, как одной из форм психической деятельности.

В основе созревания речевой функциональной системы лежит афферентация, то есть, поступление из внешнего мира через различные анализаторы, в первую очередь, слуховой анализатор, разнообразных сигналов, прежде всего, речевых.

Источником слуховой афферентации является взрослый, который общается с ребенком. В связи с этим роль речевого окружения ребенка очень велика, и недостаточность в этом плане может стать причиной отставания ребенка в речевом развитии.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответной реакции. Ребенку недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор, компьютер, необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослым на основе характерной для данного возраста ведущей формы деятельности.

Важным стимулом развития речи является изменение форм общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни ребенка, на предметно-действенное в возрасте 2-3-х лет является мощным стимулом развития его речи. Если же этого не происходит, то неизбежно происходит отставание ребенка в развитии речи.

Предпосылкой в развитии речи является накопление ребенком впечатлений в процессе его предметно-игровой деятельности (развивающая, активизирующая среда, которые и создают основу для усвоения значений слов (пассивный и активный словарь) и формирования их связи с образами предметов окружающей действительности.

Развитие речи ребенка задерживается и нарушается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие неблагоприятного эмоционального окружения, сверхшумное окружение.

Речь ребенка развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения взрослых: нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и другие – могут привести к задержке речи у ребенка и нарушениям ее.

3. Существуют так называемые критические периоды становления речи, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и значительный риск нарушения ее функций, о чем мы с вами должны знать и всегда помнить.

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции :

Первый (1-2 года жизни ребенка, появление слова, время, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности, зоны Брока, которая связана с произношением слов, при нарушении ее может возникнуть моторная алалия. Любые, даже незначительные неблагоприятные факторы могут отразиться на речевом развитии.

Второй критический период (3 года, когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности).

Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм. Все это определяет большую ранимость речевой системы ребенка. Могут наблюдаться отставание речевого развития, заикание. Если взрослый предъявляет завышенные требования в это время, то у ребенка появляется реакция протеста и отказ от речевого общения.

Третий критический период (6-7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут возникать дислексия, дисграфия, заикание.

Таким образом, совершенно очевидно, что педагоги должны хорошо критические периоды в развитии речи ребенка-дошкольника и учитывать это в своей повседневной работе.

4. Период становления речи – это время от первого крика ребенка до тех пор, пока он не овладеет речью, как полноценным орудием мышления и общения.

Выделяют 4 этапа становления речи :

1 этап – подготовительный (0-1 год) – заканчивается появлением слова.

- крик при рождении должен быть самостоятельным, громким, пронзительным,

- плач – громкий, требовательный, после устранения причины быстро прекращается,

- гуканье, кряхтение (1 месяц) – звукоподобные комплексы,

- гуление (2-3 месяца,

- лепет (3 месяца – 1 год) – ребенком осваивается звуковая система родного языка.

П этап – преддошкольный (1-3 года, в это время происходит обогащение пассивного и активного словаря, развивается грамматический строй речи;

- появляется простое обощение;

- упрощенные слова заменяются обычными, но искаженными в фонетическом отношении;

- слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение;

- речь становится средством общения со сверстниками, но в разговоре со взрослым ребенок старается использовать практически все части речи, а в разговоре со сверстниками преобладает «свободный детский язык»;

- совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего, фонематический слух;

- ребенок произносит все звуки речи родного языка, но с большими искажениями.

Ш этап – дошкольный (3-7 лет) – полностью формируется устная речь;

- речь становится предметом активности детей, улучшается звукопроизношение, появляется интонационная выразительность, развивается грамматическая сторона речи, продолжает развиваться воображение, дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку,

- но при общении детей друг с другом речь носит ситуативный характер, а при общении со взрослым – внеситуативный;

- совершенствуется обобщение, что становится основой словесно-логического мышления, начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов (при группировании предметов могут уже учитываться 2-3 признака);

- совершенствуется произносительная сторона речи;

- богаче становится лексика: появляются антонимы и синонимы;

- развивается связная речь – пересказ, рассказ по картине, по серии сюжетных картинок;

- продолжает развиваться воображение,

- память, внимание становятся произвольными;

- развивается диалогическая речь и некоторые виды монологической речи.

1У этап - школьный (7-17 лет) – бурно развивается письменная речь.

5. Компоненты устной речи и их развитие у детей дошкольного возраста.

1 – произносительная сторона речи :

- звукопроизношение,

- рациональная голосоподача и голосоведение,

- речевое дыхание,

- фонематическое восприятие,

- просодика: темп, ритм, интонация, словесное ударение.

П – лексика:

- пассивный и активный словарь,

- части речи – слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, маленькие слова.

Ш – грамматика:

- морфология (словообразование и словоизменение,

- синтаксис (предложение).

1У – связная речь:

-диалог,

- монолог,

- полилог.

1. Произносительная сторона речи :

- фонетической стороной речи (звукопроизношение) ребенок овладевает по подражанию, но необходимо ежедневно проводить артикуляционную гимнастику, статические и динамические упражнения которой помогут детям правильно произносить те звуки речи, которыми они еще не овладели: «трубочка-заборчик», «лошадки», «лопаточка», «иголочка», «чашечка» и др.

- голосоподача бывает твердая, мягкая, придыхательная – крик, оптимальный вариант и шепот;

- мы говорим на выдохе, поэтому детей надо учить правильно дышать, у многих детей дыхание ключичное, следует переводить его на диафрагмально-брюшное, этому способствуют такие упражнения, как:

- «Понюхай розу»,

- «Водолазы»;

- «Бабочки»,

- «Загони мяч в ворота»,

- «Подуй на карандаш»,

- «Фокус»,

- «Задуй свечу».

- фонематический слух это умение слышать и различать звуки речи, для его развития полезны упражнения и игры:

- выделение гласного звука из ряда звуков: а-у-о-а-и-а-и-о-а;

- выделение заданного слога с определенным гласным из ряда слогов, например, «а» : кА-ко-ку-га-го-по-па-ра-ро-ру-на-но-ну;

- «Птичка» - делаем пособие – рисуем птичку, затем разделяем ее на три части : голова, крылышки, хвостик – голова – начало слова, крылышки – середина слова, хвостик – коне слова,

- работа над интонацией: повтори за мной, повтори со мной, повтори сам,

- выделение слова-командира: Девочка дала капусту кролику.

Рисуем 4 одинаковых картинки, но в первой раскрашиваем девочку, остальные предметы закрашиваем серой краской: Девочка дала капусту кролику, во второй – раскрашиваем руки девочки, все остальное – серой краской: Девочка дала капусту кролику, в третьей раскрашиваем кролика, все остальное – серой краской: Девочка дала кролику капусту, в четвертой раскрашиваем капусту, а все остальное – серой краской: Девочка дала капусту кролику.

П. Лексика. Для того, чтобы словарь детей пополнился новой лексикой воспитателю необходимо:

- внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребенка,

- много говорить самому,

- вовлекать детей в разговор на определенную тему,

- помогать ребенку вступать в разговор с детьми и взрослыми,

-произносить фразы отчетливо, вразумительно, неторопливо,

- специально подбирать игрушки и предметы, побуждающие детей к общению,

- рассказывать о детях, жизни группы, о себе, о трудных ситуациях, событиях прошедшего дня и ближайшего будущего.

В 1 младшей группе можно проводить прогулки по группе, рассматривая и обследуя вещи и предметы, устраивая с некоторыми игры, читать и рассказывать с наглядным сопровождением и без него, с помощью игрушек создавать модели положительного и негативного поведения (игры-инсценировки); рассматривание серий сюжетных картинок.

Во П младшей группе используются следующие приемы словарной работы:

- показ предметов с их называнием при рассматривании окружающей обстановки: «Наши игрушки», «Наша мебель и кукольная»;

- сочетание показа предмета с активными действиями по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, цвет, вкус);

- дидактические игры и упражнения «Чудесный мешочек», «Не ошибись», «Что изменилось», «Чего не стало», «Не перепутай»,

- задания, предполагающие ответ в форме действия (принеси, покажи, найди).

В средней группе детского сада для обогащения словаря можно использовать:

- речевой образец,

- повторение воспитателем нового слова в различных контекстах: Это фарфоровая вазочка. Фарфор хрупкий. Изделия из фарфора очень красивы.

- объяснение воспитателем происхождения (этимологии) слов: пододеяльник, молоковоз;

- ответы на вопросы, требующие ответа-констатации: что? где? какой? И ответа-размышления: как? зачем? почему?;

- договаривание слов, недосказанных воспитателем: Так они живут… (пряники жуют);

- дидактические игры «Подскажи словечко», «Доскажи словечко».

В старшей группе для уточнения и активизации словаря в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях используются дидактические игры и упражнения с опорой на наглядность:

-«Вершки и корешки», «Кто лишний и почему», «Что лишнее», «Что не так?» (картинки-путаницы, «Определи на ощупь» (материал, из которого сделан предмет: шелк, бархат, бумага, дерево, пластмасса, словесные дидактические игры: «Скажи по-другому», «Кто заметит больше», «А как наоборот». Особое место занимают игры, в которых воспитатель и дети составляют различные нелепицы: «Вот это да», «Кто как кричит», «Что получится, то и получится», «Кто это был?».

В подготовительной к школе группе можно проводить следующие упражнения: «Кто назовет больше качеств», «Как сказать ласково», «Как сказать иначе», «Чем похожи (чем отличаются)», «Не так», «Назови предметы», «Чем похожи слова», «Угадайте картинку».

Ш. Грамматика.

В 1 и П младших группах работа над словоизменением и правильным построение предложений ведется при каждом удобном случае: в быту, на занятиях, при наблюдении, рассматривании картин, предметов, бесед, при сборах на прогулку. Но, если с детьми третьего года жизни эта работа проводится как повторение за взрослым правильного слов и небольших предложений, использовании в речи предлогов (в, на, за, под, у, то во П-ой младшей группе мы учим детей согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже;

- употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около); - употреблять в речи существительные в форме единственного и множительного числа (утка – утенок - утята);

- форму множительного числа существительных в родительном падеже (много – ленточек, матрешек, книг);

- учим детей получать из нераспространенных простых предложений путем введения в них дополнений, определений, обстоятельств (Мы пойдем в зоопарк. – В воскресенье мы пойдем в зоопарк и увидим слона, тигра.)

В средней группе следует предоставлять детям возможность активно экспериментировать со словом, поощрять словотворчество, тактично подсказывая общепринятый образец слова.

Ведем работу по согласованию слов в предложении, совершенствуем умение правильно использовать предлоги;

- учим правильно использовать повелительную форму некоторых глаголов (Ляг! Поезжай! Беги, несклоняемые существительные (кино, пальто, кофе, какао, пианино);

- побуждаем активно использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

В старшей группе помогаем детям замечать неправильную постановку

ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставляем возможность самостоятельно ее исправить;

- знакомим с разными способами словообразования – сахарница, хлебница, масленка, солонка;

- упражняем в образовании родственных и однокоренных слов: медведь- медвежонок – (медведи- медведица – медвежья – медвежонок, в том числе глаголов с приставками: летел – улетел- вылетел – прилетел – залетел – перелетел – подлетел;

- совершенствуем умение пользоваться прямой и косвенной речью.

В подготовительной к школе группе вырабатываем навыки осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания;

- совершенствуем умение образовывать по образцу однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени;

- формируем элементарное представление о предложении, его структуре;

- помогаем правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы).

1У. Связная речь.

В 1 младшей группе учим детей понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы;

- поощряем попытки рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке, о событии из личного опыта;

- помогаем осваивать диалог, учим повторять несложные фразы;

- помогаем драматизировать отрывки из знакомых сказок.

Во П младшей группе вовлекаем детей в беседу при рассматривании предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живой и неживой природой;

- обучаем вести диалог;

- формируем потребность делиться своими впечатлениями;

- учим употреблять простые формы словесной вежливости;

- помогаем доброжелательно общаться друг с другом;

- побуждаем участвовать в драматизации знакомых сказок.

В средней группе учим активно участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их;

- упражняем в составлении рассказа по серии сюжетных картинок, картине;

- описывать предмет по образцу.

В старшей группе совершенствуем диалог, поощряем попытки отстаивать свою точку зрения, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища;

- развиваем умение поддерживать непринужденную беседу;

- развиваем умение связно и последовательно пересказывать рассказ, сказку;

- учим по плану и образцу рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины;

- развиваем умение по плану составлять рассказы из личного опыта, придумывать концовки к незнакомым сказкам;

- формируем умение составлять небольшие творческие рассказы и сказки.

В подготовительной к школе группе совершенствуем диалогическую и монологическую формы речи;

- учим быть доброжелательными и корректными собеседниками;

- помогаем составлять план рассказа и придерживаться его;

- практикуем составление коллективного письма заболевшему человеку (взрослому, ребенку);

- учим придумывать броский текст рекламы;

- продолжаем совершенствовать умение сочинять короткие рассказы, сказки на заданную тему;

- учим сочинять небольшие небылички и загадки.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Компоненты речи и их развитие у детей дошкольного возраста.  1 часть
Опубликовано: 25 января 2022 в 19:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Компоненты речи и их развитие у детей дошкольного возраста.  1 часть» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Курдюкова (УИ 1812369) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД