Лариса Степанова
Комплексный подход к музыкальному воспитанию в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка. Программа воспитания в детском саду построена с учётом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребёнка. Знакомство с музыкой в детском саду начинается с поступлением ребёнка в детский сад и до выпуска в школу. На протяжении всех лет с детьми ведётся большая систематическая работа. Детям предоставляется возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности. Дошкольники приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений и досугах. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах, импровизируют. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определённые знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, становятся более эмоциональными, активными, формируется музыкально-эстетическое сознание. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию прошлого и настоящего, ребёнок познаёт эталоны красоты, усваивает ценный культурный опыт поколений, познаёт себя.
Публикация «Комплексный подход к музыкальному воспитанию в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Детский сад и семья - два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. В детском саду музыкальное развитие ребенка начинается с момента поступления его в дошкольное учреждения и продолжается до выпуска в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учатся петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах не только на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной, совместной деятельности, на занятиях музыкальных кружков.
Для музыкальных занятий я тщательно отбираю музыкальный материал в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Соответственно и задачи я ставлю также для каждой возрастной группы в зависимости от возраста детей, от качества усвоенного материала на прошедших занятиях, от индивидуальных особенностей детей.
Однако цель музыкального воспитания в детском саду одна : развивать музыкальность детей, способность эмоционально воспринимать музыку путем развития музыкально-художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству.
В первой младшей группе перед нами стоят следующие задачи:
Слушание музыки
1. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать и эмоционально реагировать на содержание.
2. Учить различать звуки по высоте.
Пение
1. Вызывать активность детей при подпевании и пении.
2. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения
1. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.)
2. Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы.
3. Совершенствование основные движения, учить выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную; менять движения с изменением характера музыки.
Элементарное музицирование
1. Знакомить с музыкальными инструментами (погремушки, бубен, звучащими игрушками, способами звукоизвлечения.
Во второй младшей группе:
Слушание музыки.
1. Приобщать детей к народной и классической музыке.
2. Формировать навыки слушательской культуры: умение слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, эмоциональную отзывчивости.
3. Развивать способности различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии (громко-тихо).
Пение.
1. Формировать умения выразительного исполнения песен.
2. Развивать певческие навыки: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си, в одном темпе со всеми; чисто и ясно произносить слова.
3. Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические движения.
1. Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой её звучания.
2. Совершенствовать исполнение танцевальных шагов и движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой, кружиться в парах, двигаться под музыку с предметами, выполнять прямой галоп.
3. Развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.
4. Поощрять самостоятельное выполнение детьми танцевальных движений под плясовые мелодии.
Игра на детских музыкальных инструментах.
1. Знакомить с детскими музыкальными инструментами : дудочка, металлофон, колокольчик, бубен, погремушка, барабан.
2. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
В средней группе задачи музыкального воспитания усложняются :
Слушание музыки
1. Развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её, закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш)
2. Обогащать музыкальные впечатления, содействовать развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке.
3. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца)
4. Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать впечатления о прослушанном.
5. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).
Пение
1. Формировать певческие умения и навыки, навыки выразительного пения: умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре-си первой октавы); брать дыхание между короткими музыкальными фразами; петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.
2. Формировать умения самостоятельно сочинять мелодию, импровизировать мелодии на заданный текст.
Музыкально-ритмические движения.
1. Формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, умения самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трёхчастной формой музыки.
2. Совершенствовать танцевальные движения (прямой галоп, пружинки, кружение по одному и в парах, подскоки, ритмичные хлопки, движения с предметами и т. д.) и навыки основных движений.
3. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений; умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.
Игра на детских музыкальных инструментах.
1. Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
В подготовительной к школе группе задачами музыкального воспитания являются :
Слушание музыки.
1. Приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус.
2. Обогащать музыкальные впечатления.
3. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями : музыкальный образ, выразительные средства, темп, ритм и т. д. ; с музыкальными жанрами; с творчеством композиторов, с мелодией Государственного гимна РФ.
4. Развивать навыки восприятия различных звуковых отношений, музыкальную память.
Пение.
1. Совершенствовать певческий голос, вокально-слуховую координацию.
2. Закреплять певческие умения и практические навыки выразительного исполнения песен, умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
3. Развивать умение самостоятельно придумывать и импровизировать мелодии на заданную тему.
Музыкально-ритмические движения.
1. Развивать навыки танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
2. Знакомить с национальными плясками (русские, украинские и т. д.)
3. Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.
Игра на детских музыкальных инструментах.
1. Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.
2. Совершенствовать навыки игры на доступных возрасту детских музыкальных инструментах.
Задачи музыкального воспитания решаются в разных видах и формах деятельности.
На музыкальных занятиях мы учим детей петь песни, слушать музыку разных жанров и высказываться о ней, давать эстетическую оценку прослушанному произведению, правильно, красиво и эстетично двигаться, развиваем творческие способности в различных импровизациях.
На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос. Именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. На праздниках мы часто показываем музыкальные театрализованные представления, где практически все роли исполняют дети. Сказочные представления пользуются у детей неизменной любовью. Их можно использовать как чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребенка волшебный мир образов, красок, звуков, движений. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой.
Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Для самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой группе созданы музыкальные уголки, которые помогают детям раскрыть их творческие задатки, творческий потенциал более полно. Использование музыки на других занятиях и в режимные моменты также способствует более успешному развитию музыкальных способностей дошкольников.
Таким образом, используя различные формы и виды музыкального воспитания, сочетание соответствующих методов и приёмов даёт возможность каждому ребенку развить свои музыкальные и творческие способности в полной мере.