Надежда Рядская
Комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья»
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Публикация «Комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В 6-7 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.
Наша задача – воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.
С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.
Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.
Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.
Развитие речи проходит три этапа.
1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.
Психика ребенка пяти - семи лет отличается повышенной восприимчивостью (сензитивностью) к обучающему воздействию со стороны окружающих взрослых. Благодаря этому ребенок легко усваивает речь, передаваемые ему знания об окружающей действительности и эмоциональное отношение к явлениям природы и социальной жизни людей.
В то же время общее умственное развитие зависит от условий жизни и воспитания ребенка, его социального окружения (семья или взрослые, заменившие семью, национальные традиции ближайшего окружения, место жительства - город, село, хутор и т. д.) и других факторов.
В детские годы развитие речи идет по двум основным направлениям:
во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие;
во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов - внимания, памяти, воображения, мышления.
Рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Например, если ребенок живет в семье со старшими братьями и сестрами, то накопление им словарного запаса происходит быстрее, он легче овладевает процессами словоизменения и словообразования. Если родители много и правильно говорят с ребенком, его речь богаче, лексический запас - шире.
Как ребенок произносит звуки
Дислалия (неправильное произношение)
К пяти годам формируется фонетическая система родного языка, то есть ребенок усваивает все звуки родной речи, гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, правильно их артикулирует, правильно произносит сочетания согласных с гласными.
Но в некоторых случаях, при недостаточности речевого общения с ребенком, при отсутствии контроля за звукопроизношением со стороны родителей, при сюсюкании с малышом, у ребенка формируется неправильное произношение отдельных звуков родного языка или отсутствие звука вообще. Такое нарушение специалисты называют дислалией. Дислалия - это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и центральной нервной системы.
Оксана, шесть лет, заменяет свистящие звуки на звук [х], звук [р] произносит с помощью мягкого неба - звук горловой, похож на карканье вороны. Девочка вместо "сосулька" говорит "хохулька", вместо "снег" - "хнег". Рассказывает стихотворение "Сани" :
Хани, хани, едут хами,
Через горы и леса
Едут хани-чудеха
Если до пяти лет такие нарушения звукопроизношения являются физиологическими и вызваны недостаточной сформированностью фонематического слуха и недостаточным развитием движений органов артикуляции ребенка, то к пяти годам такие нарушения требуют внимания как со стороны родителей, так и со стороны специалистов: врачей-логопедов в детских поликлиниках и логопедов в детских садах. Такие функциональные нарушения речи исправляются в течение 3 - 9 месяцев при регулярных занятиях логопеда два-три раза в неделю, а также при условии постоянных ежедневных занятий с ребенком родителей в домашних условиях по заданиям логопеда. Прогноз коррекции нарушений в данных случаях благоприятный, если занятия начаты вовремя (не позднее пяти лет) и проводятся регулярно, а родители следуют всем рекомендациям логопеда.
Иногда встречается нарушение звукопроизношения, возникающее в результате органических нарушений строения артикуляционного аппарата - дефекты зубного ряда (если выпали передние зубы, высокое узкое твердое небо или укороченная подъязычная уздечка. Такие нарушения звукопроизношения специалисты называют - органической дислалией.
Вова, пять лет, заменяет согласные звуки [р] - [р’] на звук [й] В результате логопедического обследования выявлено: укороченная подъязычная уздечка, язык к верхним зубам поднимается недостаточно, зубов не касается, словарный запас ребенка соответствует возрасту, грамматический строй речи не нарушен, мальчик составляет предложения и пересказывает в пределах возрастной нормы, мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение - осуществляет правильно. Мальчик рассказывает стихотворение "Парад" :
Левой - пйявой, левой - пйявой,
На пайяд идет отйяд
На пайяд идет отйяд,
Байябанщик очень йяд
Нарушение звукопроизношения обусловлено органическими особенностями строения артикуляционного аппарата - укороченной подъязычной уздечкой. Данному ребенку рекомендовано обследование у врача-ортодонта и показана операция подрезания подъязычной уздечки, а затем регулярные занятия у логопеда. Прогноз для этого мальчика благоприятный, после операции кончик языка поднимается вверх и касается верхних зубов и альвеол, что является необходимым условием для проговаривания звуков [р] - [р’]. После 4 месяцев занятий у логопеда и регулярного закрепления навыков дома с родителями звукопроизношение у ребенка было исправлено.
В данном случае необходимо как можно быстрее провести хирургическое лечение, проследить, чтобы послеоперационный период прошел без осложнений, и начать регулярные занятия дома по рекомендациям логопеда.
Что такое дизартрия
Нередко родители посещают специалистов в детской поликлинике и слышат: у вашего ребенка дизартрия. Что это такое?
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, возникающее в результате органического поражения центральной нервной системы (нервных тканей и клеток головного мозга, а также проводящих путей от центральной нервной системы к мышцам артикуляционного аппарата. Такое органическое поражение - гибель или недоразвитие клеток мозга - может возникнуть при внутриутробной инфекции, токсикозе во время вынашивания ребенка, при нарушениях родовой деятельности у матери (скорые или затяжные роды, родовые травмы, кровоизлияния головного мозга ребенка, гипоксии и асфиксии во время родов, из-за различных инфекций на ранних этапах роста и развития ребенка, в том числе нейроинфекций - менингита, энцефалита, вирусных заболеваний ребенка в течение первых двух-трех лет жизни и т. д.
При дизартрии нарушается речевая моторика, ребенок не может контролировать положение органов артикуляции - губ, щек, языка, мягкого неба, голосовых связок, полости рта и носа. Нарушается способность ребенка удерживать различные артикуляционные позы и переключаться с одного положения органов артикуляции на другое. В таких случаях возникают нарушения произношения различных групп звуков родного языка, замены одних звуков на другие.
Полине пять лет. В первый год жизни наблюдалась у невропатолога по поводу цереброастенического синдрома и родовой травмы - повреждение шейного отдела позвоночника. В пятнадцать месяцев перенесла ОРВИ с осложнением, судорожными реакциями и потерей сознания, после чего у девочки пропали речевые и двигательные навыки, не ходила и не говорила в течение месяца. После лечения речевые и двигательные функции начали восстанавливаться.
В три года ребенку был поставлен невропатологом диагноз "минимальная мозговая дисфункция", а логопедом - "дизартрия". К пяти годам улучшения звукопроизношения не произошло. У девочки выявлены замены шипящих звуков на звуки [т’] и [д’], отсутствие звуков [л] - [л’], [р] - [р’], пропуски согласных звуков в потоке речи, повышенное слюнотечение.
Девочка рассказывает загадку про пальчики следующим образом:
У меня пятейка батев.
Дома се они бе патев,
А на уице ато
Нутьно катдему пайто.
В норме загадка звучит так:
У меня пятерка братьев.
Дома все они без платьев,
Но на улице зато
Нужно каждому пальто.
В данном случае процесс исправления звукопроизношения будет проходить длительно - в течение двух-трех лет и потребует комплексного лечения со стороны врача-невропатолога, логопедической коррекции и напряженной работы родителей и самого ребенка. Процесс овладения письмом и чтением также будет длительным и трудным.
Иногда ребенок произносит все звуки, но в речевом потоке они звучат "смазанно", нечетко. У ребенка могут наблюдаться нарушения дыхания, голосообразования, повышенное слюнотечение, речь невнятная - "будто каша во рту".
Вове пять лет. Мальчик родился с асфиксией, имеется родовая травма. На первом году жизни отмечалось внутричерепное давление, проводилась медикаментозная терапия. Речь развивалась с опозданием - первые слова появились в полтора года, первые фразы - в три года. В настоящее время речь нечеткая, "будто каша во рту", с носовым оттенком, голос тихий, слабый с переходами из средней тональности к высокой, повышенное слюнотечение.
В данном случае нарушение речи вызвано органическими поражениями центральной нервной системы ребенка. Необходимо регулярное комплексное медикаментозное и физиотерапевтическое лечение со стороны врача-невропатолога, а также длительное, в течение двух-трех лет, коррекционное воздействие со стороны врача-логопеда, воспитателей, родителей и желание самого ребенка научиться правильно и красиво говорить.
Прогноз дальнейшего развития ребенка с органическими поражениями центральной нервной системы менее благоприятен, чем предыдущие. Здесь коррекционное воздействие проводится длительно и комплексно и требует от родителей большого терпения и последовательности. Кроме того, коррекция не может быть стопроцентно успешной, последствия такой родовой травмы могут остаться у ребенка на всю жизнь и вызывать трудности при адаптации во взрослом возрасте. В данном случае большое значение имеет время начала лечения и коррекционного воздействия. Чем раньше начато лечение и развитие речевых навыков, тем успешнее результат и благоприятнее прогноз.
К пяти годам словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может легко объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000 слов. Словарь шестилетнего ребенка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. В пять-шесть лет ребенок при благоприятных условиях развития и воспитания различает слова-понятия: овощи - фрукты, грибы - ягоды, одежда - обувь, мебель - посуда, звери - птицы - рыбы и т. д. ; соотносит ряд слов с общим понятием; дифференцирует картинки, относящиеся к различным категориям предметов; выделяет и убирает лишнюю картинку из ряда других. Например, дошкольник справляется с заданиями следующих типов.
1. Выделение фруктов из ряда овощей, схожих по геометрической форме:
- огурец, помидор, яблоко, картофель;
- свекла, груша, репа, редька,
- морковь, огурец, редис, банан.
2. Выделение диких животных из ряда домашних животных:
- корова, лошадь, лось, овца;
- свинья, собака, волк, кошка;
- медведь, коза, корова, овца.
3. Выделение учебных вещей из ряда игрушек:
- кукла, грузовик, тетрадь, мяч;
- пенал, мишка, пирамидка, кубики;
- зайчик, гномик, портфель, машинка.
Шестилетний ребенок, если ему объяснить некоторые закономерности речи, с легкостью обратит свою активность на познание речи с новой для него стороны и, играя, будет производить анализ. Усвоение языка зависит от активности самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в умении образовывать и изменять слова, подбирать нужные слова - ассоциации и рифмы. Например, ребенку дают задание - закончить стихотворение, используя подходящие по смыслу слова :
Не поедет без бензина
Наша быстрая. (машина).
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала. (шишки).
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе. (живот).
Если ребенок посещает детский сад, то он должен быть обучен навыкам осознанного анализа речи. Он может производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове. Ребенок легко и с радостью произносит слова таким образом, чтобы интонационно выделить тот звук, с которого начинается слово, затем он так же хорошо выделяет второй и все последующие звуки. Умение производить звуковой анализ слов способствует успешному овладению чтением и письмом.
Без специального обучения ребенок не сможет провести звуковой анализ даже простейших слов. Это понятно: само по себе речевое общение не ставит перед ребенком задач, при решении которых развивались бы эти специфические формы анализа. Ребенка, который не умеет производить анализ звукового состава слова, нельзя считать отставшим, его надо обучить этому анализу.
Часто дети без специального обучения не могут овладеть лексико-грамматической структурой родного языка, не могут правильно согласовать имена существительные с прилагательными и числительными.
Света, пять с половиной лет, выделяет предметы по цвету:
- Красный шарик, красный флажок, красный цветок, красный яблок.
- Ты правильно сказала "красный яблок"?
Подумав говорит:
- Красное яблоко.
Максим, пять лет, считает на рисунке елочки:
- Одна елочка, две елочки, три елочки, четыре елочки, пять елочки, шесть елочки, семь елочки, восемь елочки.
Особенно много ошибок возникает в лексике ребенка при употреблении существительных (изменение по падежам и числам) и глаголов (изменение по лицам, числам, родам и времени).
Андрей, пять с половиной лет, рассказывает сказку "Репка" :
- Посадил дед репу. Выросла репка большая-большая. Стал дед тянуть репку. Тянет, тянет - вытащить не может. Дед позвал бабу. Бабу - за деду, деду - за репу. Тащат, тащат, вытащить не можут.
. Мышка за кошку, кошку - за собачку, собачку - за девочку, внучку-за бабу, бабу - за деду, деду - за репу. Вытащить не можут.
Яне пять лет. Пытается раскладывать картинки с изображением фруктов и ягод на две группы, затрудняется и говорит:
- Я не можу картинки поделить Я ложу все в одну кучу.
Часто дети допускают ошибки при употреблении местоимений в предложениях, при согласовании местоимений с возвратными глаголами.
Владик, пять лет. Рассказывает стих в диалоге с логопедом (далее Л. - логопед, В. - Владик) :
Л. Просыпайся!
В. Я просыпайся.
Л. Поднимайся!
В. Я поднимайся.
Л. Умывайся!
В. Я умывайся.
Л. Вытирайся!
В. Я вытирайся.
Л. Одевайся!
В. Я одевайся.
Л. Собирайся!
В. Я собирайся.
Л. И прощайся!
В. Я прощайся.
Оле пять лет четыре месяца, необходимо рассказать стихотворение в диалоге с логопедом, изменив мужской род местоимения на женский (далее Л. - логопед, О. - Оля).
Девочка допускает ошибки в изменении окончаний глаголов и рассказывает следующим образом:
Л. Он проснулся.
О. Она проснулася.
Л. Он умылся.
О. Она умылася.
Л. Он обулся.
О. Она обулася.
Л. Он застегнулся.
О Она застегнулася.
Л. Он пробежался.
О. Она пробежалася.
Ошибки в речи, допускаемые детьми дошкольного возраста, требуют внимания и исправления со стороны взрослых. Взрослые должны давать ребенку образец правильной речи: считать вместе с ним, рисовать или рассматривать картинки, повторять задания снова и снова, пока ребенок не будет справляться с ними безошибочно. Нельзя повторять за ребенком его ошибки, обсуждать эти ошибки с другими взрослыми, умиляться детским ошибкам, повторяя их в собственной речи.
На четвертом году жизни ошибки исправляет взрослый, ребенок должен обязательно повторить исправленный вариант, при этом повторение взрослый включает в процесс общения. Начиная с четырех лет и старше взрослый предлагает ребенку самому исправить собственное высказывание: подумай и скажи правильно.
Павлик (четыре года) :
- Мама, смотри, птичка снег клювает.
- Правда, наверное, воробей на снегу крошки увидел и их клюет. Посмотри, а другой воробей что делает?
- Тоже клюет.
Мама предлагает ребенку правильный вариант употребления слова, при этом разговор с ребенком не прерывается, не заостряется внимание на его ошибках. Подобное накопление образцов в языковом сознании ребенка и их анализ в дальнейшем обеспечит правильность речи и самого ребенка.
Как ребенок рассказывает
У ребенка-дошкольника часто возникают проблемы, вызванные недостаточно развитыми навыками связной речи, затруднениями, которые он испытывает при построении предложения, рассказа, при пересказе сказки, кинофильма, какого-то события или переживания своей жизни. Не всегда родители замечают это. А ведь уровень развития связной речи - это один из важных показателей развития мыслительных операций, которыми владеет ребенок в дошкольном возрасте, и одна из важнейших предпосылок его успешного обучения в школе.
Если у ребенка сформировано правильное звукопроизношение, достаточно обширный словарный запас, то на развитие навыков связной речи родители часто не обращают внимания.
Денис, шесть лет, пересказывает сказку "Репка" :
- Дед ее посадил, а она выросла, а он ее тянет-тянет, и не может. Зовет он эту бабку. Она за ним, а он за ней - и не могут. Зовет он внучку. Она за ней, а та за ним, а он за ней - и не могут. Зовут они собаку - Жучку. Она за ней, и она за ней, и она за ней, и не могут вытащить. Зовут они кошку. И она за ней, а та за ней, и та за ней, и та за ним, а он за репку, и не могут. Тогда зовут мышку. И мышь за ней, а та за ней, и та за ней, и она за ним, а он за репу и вытащили. Вот.
Иногда ребенок затрудняется составить предложение по картинке или рассказ по серии сюжетных картинок, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов.
Никита, пять лет, выполняет задание рассказать сказку "Колобок" по серии сюжетных картинок:
- Дедушка и бабушка сидят. Вот колобок. Вот лиса. Вот заяц. Тут медведь. Тут волк и колобок. Он катился, катился. А потом его съели. Лиса съела.
Такое расстройство навыков связной речи называется общим недоразвитием речи и требует пристального внимания со стороны как родителей, так и педагогов - воспитателей, учителей, логопедов. В данном случае необходимы регулярные коррекционные занятия у логопеда в течение двух-трех лет и систематическое закрепление изучаемого материала дома с родителями. Только в этом случае возможно исправить общее недоразвитие речи и подготовить ребенка к освоению более сложной формы речи - письменной.
М. Ф. Фомичева: "У ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуться к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось".
Рассмотрим, как формируется у ребенка-дошкольника наиболее сложная форма речевых умений - связная речь.
Для решения языковых задач ребенок использует внутреннюю речь. Детей необходимо приучать подготавливать свои высказывания на уровне внутренней речи, то есть в уме. В этом случае и внутренняя речь становится более полной и четкой. Ребенок мысленно составляет предложение, а затем произносит или записывает.
Детям необходимо давать задания подготовиться к сообщению на предложенную тему, подумать, о чем следует рассказать, какие слова употребить, подготовить предложения для этого рассказа. Такая внутренняя, мысленная подготовка повышает качество речи детей, совершенствует речевые умения и навыки.
Если внутренняя речь - это речь для себя, то внешняя речь - для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Поэтому и требования к ней бывают высокими.
Внешняя, звучащая речь бывает диалогическая и монологическая. Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предложений. Часты в диалоге вопросительные и восклицательные предложения, междометия, частицы, встречаются поговорки, разговорная лексика. Синтаксис диалога обычно несложен. В устной речи вообще, а в диалоге особенно используются вспомогательные средства речи, передающие то, что трудно выразить словами: мимика, жесты, интонация. Отработка всего этого входит в круг задач воспитателя или родителя для дальнейшего речевого развития старших дошкольников.
К сожалению, воспитатели и родители мало работают над развитием диалогов между детьми и взрослыми. Не потому ли наши дошкольники не умеют спорить, участвовать в обсуждениях. Некоторые дети стесняются говорить, избегают участия в беседе, не отвечают на прямой вопрос педагога. Это опасное явление, и задача взрослых помочь научиться ребенку говорить смело, громко, отчетливо, чтобы в дальнейшем развитие речи шло успешнее. Вот почему в дошкольном возрасте так много внимания необходимо уделять произносительной стороне речевого развития: артикулированию звуков, скороговоркам, декламациям, распевкам, хоровому чтению и т. п. Необходимо поддерживать интерес детей к родному языку, стараться правильно и полно отвечать на бесконечные детские "зачем?" и "почему?", готовить детей к освоению более сложной формы речи - письменной.