Светлана Рябишева
Критерии профессиональной компетенции воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный закон № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 «Об образовании в Российской Федерации» ставит дошкольное образование на первую ступень общего образования. Его целевая направленность- гармоничное развитие ребёнка.
Современная жизнь диктует новые условия, в результате которых появляются:
-Центры развития ребёнка,
- детские сады с группами ухода и оздоровления,
-школы- детские сады,
-учреждения компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями,
-детские сады с приоритетным направлением в развитии,
-учреждения общего развития,
- учреждения комбинированного вида.
Публикация «Критерии профессиональной компетенции воспитателя» размещена в разделах
Многие воспитатели оказываются неспособными к реализации приоритетных направлений образовательной деятельности конкретного вида ДОУ. В связи с этим становится актуальным развитие профессиональной компетенции.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана новая общеобразовательная программа дошкольного образования, которая предполагает Обязательную часть Программы и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию.
И здесь также важна профессиональная компетенция воспитателя.
Компетенция- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:
1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,
2) умение общаться с каждым ребёнком,
3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности,
6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;
9)умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
10)умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка,
11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей- стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами.
Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.
Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.
Выделим основные пути её развития:
-курсы повышения квалификации,
-исследовательская, экспериментальная деятельность,
-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,
-участие в методических объединениях,
- умение ориентироваться в информационном потоке,
-обобщение собственного педагогического опыта,
и самое главное - самообразование.
Самообразование - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.
Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе, бытовые трудности и др., но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.
Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…»
Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области.
Критериями самообразования являются:
-эффективность профессиональной деятельности,
-творческий рост педагога,
-внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Существуют различные формы самообразования. Приведё м основные из них:
изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, а также практическая деятельность.
Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же остаётся одним из главных помощников.
Существует несколько методов работы с книгой:
- чтение- просмотр,
- чтение выборочное,
-чтение полное,
-чтение с проработкой материала (составление записей).
Существует несколько видов записей:
-выписки,
-планы,
-тезисы,
-конспекты.
Во время чтения необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками.
Важно, чтобы знания, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать собственное мнение по какому- то вопросу. Важно уметь накапливать, хранить полученные сведения, факты, знания.
Необходимо сформулировать некий алгоритм работы по самообразованию:
-выбор темы,
-определение целей и задач,
-составление плана работы,
-подбор видов деятельности для работы над темой,
-подбор источников,
-анализ результатов.
Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности.
В приложении даны тесты, с помощью которых можно проверить свой уровень владения навыками самостоятельной работы и степень сформированности работы по самообразованию, а также есть памятка по решению проблем, возникших в ходе работы.
Проанализируйте свои ответы и сделайте выводы.
Самообразование- это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.
Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.
Приложение №1
Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы»
Часть 1. Умения.
Критерии оценки :
Владею свободно- 3 балла
Владею посредственно- 2 балла
Не владею- 1 балл
Навыки самостоятельной работы Баллы
Работа с учебной, справочной, научно- методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.
Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы психического развития ребёнка.
Сохранение информационного материала, воспроизведение необходимой информации по памяти.
Выделение главных ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.
Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.
Систематизация, группировка изученных фактов ситуации в смысловые блоки, составление схем, графиков, таблиц.
Умение высказать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.
Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач, изучение гипотезы решения.
Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных типов заданий в ходе работы с литературой.
Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.
Умение самостоятельно выбрать адекватную своим возможностям форму отчёта о проделанной работе.
Уровень владения навыками самостоятельной работы:
24- 33 балла - высокий,
15-23 балла - средний,
1-14 баллов – низкий.
Часть 2. Возможная проблема при изучении материала.
Критерии оценки :
Да- 1 балл,
Не знаю – 2 балла,
Нет- 3 балла.
Проблема Баллы
При подборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе
При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал.
При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.
Получен обширный информационный материал («каша в голове», теряется значимость информации
Не могу запомнить большое количество понятий данного методического курса.
В отчёте по теме самообразования (в форме собеседования, выступления на семинаре, педсовете и т. д.) всё путается, не знаю с чего начать.
Нет уверенности в себе, чрезмерно волнуюсь, боюсь быть непонятым, показаться смешным, поэтому трудно излагать усвоенное, свою точку зрения.
Хорошо запомнил и понял теоретический материал, но испытываю трудности в применении его на практике.
8- 10 баллов - испытываю трудности в работе по самообразованию,
11- 18 баллов - необходимо систематизировать работу по самообразованию,
19- 24 балла - правильная организация работы по самообразованию
Памятка. Возможные проблемы в работе по самообразованию и пути их решения
Возможная проблема Пути решения
1. Не могу определиться с темой самообразования • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.
• Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе Подбор литературы:
• Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
• Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы:
• Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.
• Включите современные взгляды на проблему
• Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
• Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
• Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
• Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
• Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове», теряется значимость информации. • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.